ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КРАЕВЕДЕНИЕМ

0
996

Браун Ксения Владимировна,
Вешневицкая Ольга Владимировна,
Карачевцева Наталия Николаевна,
воспитатели
МБДОУ ДС
 № 40 «Золотая рыбка»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

Секция 1 – Реализация регионального компонента через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КРАЕВЕДЕНИЕМ

Условиями формирования эмоционально-ценностного отношения к малой родине у дошкольников 4-7 лет являются правильные взгляды на жизнь, представления о добре, правде, долге, воспитание твердости воли и трудолюбия. А также понимание того, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоций, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями.

Краеведение – познание края, проникающее во все отрасли знания и сферы деятельности человека. Задача педагогов и родителей воспитанников – как можно раньше пробудить в детях интерес и любовь к родной земле, сформировать в них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей средней группы, определяли объём и содержание знаний, которыми должны овладеть дошкольники при составлении планирования. Планировали весь познавательный материал по темам равномерно по времени, чтобы дети в течение года усвоили знания постепенно. Объем изучаемого материала постепенно увеличивали и усложняли, начиная с ближайшего окружения: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя группа», «Мой дом», «Мой микрорайон» и тд. Общение с родными и близкими вызывает у ребёнка сильные эмоции. Экскурсии по микрорайону приносят детям оживление и радость. Работа по каждой теме включает занятия, игры, свободную деятельность детей. При изучении темы «Микрорайон Олимпийский» использовали дидактические игры «С какого дерева детки?»; «Что лишнее»; «Кто где живет?». Тему «Транспорт на улицах нашего города» помогли раскрыть следующие игры «Скажи наоборот»; «Чего не стало»; «Опиши, мы отгадаем». Беседы «Мой родной город осенью», «Где я живу?», «Улицы, по которым мы ходим» использовали при изучении таких тем, как «Старый Оскол и его жители», «Что мы видели на улицах нашего города?». Для ознакомления с темой «Профессии» разработали интерактивный плакат «Кто где работает». Приоритетность применения интерактивного плаката обусловлена яркими, красочными образами профессий горожан. На плакате открывается картинка с изображением предприятий Старого Оскола и рядом несколько изображений картинок профессий. Дети должны выбрать подходящую профессию.

материалы в печатный сборник 

Тематическое планирование для детей старшей группы дополняет предыдущие темы, расширяя и углубляя их содержание. Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом пронизан воспитанием уважения к человеку труженику, защитнику города, достойному гражданину.  Авторский конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие по городу Воинской Славы – Старый Оскол» как раз разработан с этой целью и использовался для изучения темы «История возникновения родного города».

Авторская дидактическая игра: «Что я знаю о птицах родного города», содержит несколько  вариантов применения. Они активно применялись как в совместной со взрослыми, так и в самостоятельной деятельности воспитанников. Для раскрытия темы «Птицы вокруг нас» данная разработка дополнялась следующими дидактическими упражнениями «Что я знаю о птицах родного края?»; «Узнай птицу по описанию»; «Кто как голос подает»; «Сосчитай птиц»; «Чье это?»; «В мире птиц».

Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно решались во время совместной деятельности, в которой просматривается связь поколений и культурные традиции прошлого «День матери», «Пасха», «День Победы» и тд. Эти темы в планировании приурочены к одноименным праздникам. Они способствуют эмоциональному подъёму, зарождению чувства патриотизма, любви к Родине.

Тематическое развлечение «Осенняя прогулка по Старому Осколу» разработана для закрепления полученных краеведческих знаний о своей малой родине городе Старый Оскол.

Значительная эффективность нравственно – патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом достигается при создании положительно окрашенных эмоций для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности с краеведческим материалом. Для ознакомления с народным творчеством по теме «Старооскольские посиделки» были разработаны презентации «Экспонаты краеведческого музея города Старый Оскол», «Старооскольская глиняная игрушка», составлена беседа «Традиции Старооскольцев».

В тематическом планировании для подготовительной группы темы подбирались с учетом регионального компонента. «Моя улица», «День города», «Экскурсия по главной улице города Ленина», «Город и горожане», «Имя города», «Герб города».  С символикой города знакомили детей через образовательную деятельность, тема недели «Герб нашего города». Уточнить знания помогли игры «Найди герб нашего города среди других», «Сложи флаг по памяти». В своей работе опирались на особенности нашего региона. При ознакомлении с историей малой родины была организована элементарная исследовательская деятельность: детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут, и далее дошкольники обменялись полученной информацией. Рассматривание фотографий с видами улиц города способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. Цикл занятий о родном городе способствовал формированию чувства гордости за свой город, за его историческое прошлое. Для изучения темы «Памятные места родного города; памятники знаменитым людям» были разработаны развивающая авторская игра «Мой город Старый Оскол» и интерактивная авторская игра «Знаю ли я свой город Старый Оскол?», а также образовательная деятельность «Предприятия города Старый Оскол». В программном содержании прописаны задачи краеведческого характера.

Для изучения темы «Веселая ярмарка», «Традиции старооскольцев» добавлены  дидактические игры, направленные на изучение родного края, игры-инсценировки «У бабушки в гостях», подвижные игры, календарно-обрядовые, хороводные игры, досуги и развлечения с использованием краеведческой тематики с целью ознакомления с традициями, обычаями, национальными праздниками, а также экскурсии, прогулки для ознакомления с родным городом.

Перечисленные мероприятия способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к своей малой родине. Через развитие у дошкольников познавательного интереса к ближайшему окружению, культурному достоянию своего народа, своей нации   закладываются уважительное отношение к   труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Библиографический список

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 247с.
  2. Борисенко М.Г., «Родная страна» [Текст] / М.Г. Борисенко, Н.Н. Лукина – Паритет, 2006. -32с
  3. Жуковская Р.И., «Родной край»: пособие для воспитателей детского сада» [Текст] / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1985. -238с.
  4. Поштарева, Т. И. Особенности гражданского воспитания дошкольников // «Дошкольное воспитание». 2009 №.10. С. 14-18

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь