Русский фольклор – фундаментальная основа духовно-нравственного воспитания дошкольников

0
3200

Кондратова Ольга Ивановна
музыкальный руководитель
МАДОУ № 50
город Магадан

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.

 

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР – ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания делают сегодня очевидной необходимость возвращения в жизнь ребёнка духовно-нравственных традиций нашего народа. Общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.

материалы в печатный сборник 

Какими вырастут наши дети, во многом зависит от нас взрослых. Что увидят они в детстве, кто станет примером для них? Ребенок приходит в этот мир с чистой и светлой душой, открытой всему новому.

Задача дошкольного воспитания сверхсложная: педагог должен раскрыть внутренний мир дошкольника и заложить основы нравственных отношений, тем самым формируя нравственную воспитанность.

Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Мне, как музыкальному руководителю, думается, что музыкальные занятия, может быть, даже более других занятий, воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать.

То, что каждое музыкальное занятие начинается с построения круга, где нет первого и последнего, где, глядя в глаза стоящему рядом и протягивая друг другу руки,уже идёт тёплый, душевный настрой детей. В процессе музыкальных занятий я стараюсь акцентировать внимание детей не только на правильность интонирования или ритмичность движений, но прежде всего на том, что является основой народной традиции: если это танец, то обращаю внимание детей на то, что мальчик должен показать себя настоящим мужчиной – он приглашает девочку на танец и ведёт её в круг, становится так, чтобы девочку было хорошо видно, во время танца оберегает её и в конце провожает на место, поклоном благодарит девочку за танец. При исполнении песни обращаю внимание детей на то, что недостаточно только правильно петь мелодию, но и ещё слушать соседа, стараться, чтобы песня «сладилась», недаром в народе говорили «давайте сыграем песню», не споём, а сыграем. Самое главное, чтобы ребёнок откликнулся на звучание русской песни, так как русская народная песня всегда вносит в маленькое сердце крупицы понятий о добре, мире и дружбе, учит любви и состраданию к природе, животным, радостному восприятию мира.

В музыкальные занятия во всех возрастных группах я стараюсь включить элементы русского народного фольклора: попевки, считалки, хороводы, игры с пением, заклички, загадки, потешки. Всё это способствует развитию стойкого интереса не только к малым фольклорным формам, но и к народному искусству в целом. Уверена, что соприкосновение с народным искусством духовно обогащает ребёнка, поддерживает интерес к истории и культуре нашего народа.

Считаю нужным здесь заметить, что фольклор даёт очень чёткие временные ориентиры для ребёнка. Например, возьмем самое начало осени. Многие дети только начинают посещать детский сад после летних отпусков. Ещё нет выразительных примет осени, зелёные листья на деревьях, но в середине сентября в группу к детям приходит нарядная Осень (взрослый в костюме Осени). Дети общаются с гостьей, рассматривают красивое платье Осени, расшитое осенними листьями и ягодами. Осень загадывает осенние загадки, обращает внимание детей на то, что на обед ребят ждет борщ, приготовленный из овощей, которые принесла Осень, а ещё компот – он из яблок, брусники – тоже осенний подарок. А на улице продают арбузы, дыни, виноград – также дары Осени. А у самой Осени в корзине для ребят гостинцы – яблоки осенние. Итак, Осень проходит по всем группам. Казалось бы, ничего особенного, даже не требуется особой подготовки, никакого сценария, а момент получается очень яркий и очень важный, и он чётко отпечатывается в памяти детей: всё, Осень пришла. Это первый этап наших Осенин. А второй этап уже проходит в конце октября в музыкальном зале. Это осенние посиделки, «капустницы». Уже традицией у нас в саду стало празднование Осенин, Капустных вечёрок, где дети знакомятся с обычаями русского народа после окончания полевых работ устраивать весёлые осенние посиделки, «капустницы» – девичьи вечеринки, когда молодёжь ходила из дома в дом помогать друг другу рубить капусту; ярмарки, где проходила не только торговля, но и весёлые состязания, катания на каруселях. Игры и забавы естественно вписывались в праздничную и повседневную жизнь русского народа в осенний период. Многие из них сохранились в игровом репертуаре современных детей. И в них наши дети с огромным удовольствием играют, это: «Колышки», «Барашеньки-крутороженьки», «Черный ворон», «Кострома», «Сговорки», «Карусели» и ещё много других подвижных и хороводных игр. Народные игры, как часть традиционной культуры, всегда занимали очень важное место в социализации ребёнка.

Хотелось бы подчеркнуть, что в народных играх выражается культура, быт, представление о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребёнка. Нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры. Традиционно каждый народный праздник ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, копирование моделей поведения взрослых, которые в игровой форме подготавливают к взрослой жизни. Нравственное воспитание является стержневым моментом не только народных игр, но и праздников, цели которых, знакомство ребёнка с традиционными основами народной морали, нравственности, в том числе и христианской, воспитание на положительных примерах, какими полна наша история.

В связи с этим основные усилия в музыкальном воспитании детей нашего образовательного учреждения направляются на организацию народных праздников, способствующих формированию и развитию общечеловеческих ценностей, гуманных чувств и отношений, становление которых в дошкольном возрасте имеет первостепенное значение.

Существенным моментом в наших праздниках является участие родителей воспитанников. Это способствует объединению детей и взрослых, созданию доверительной и доброжелательной обстановки, раскрепощению внутренних сил каждого участника народного действа, воспитанию чувства сопереживания и радости друг за друга. Родители узнают о способностях и возможностях своих детей.

Самыми важными и значимыми, очень любимыми детьми и коллегами праздниками, являются Рождество Христово и Пасха.

Перед празднованием Рождества в нашем детском саду проходит предварительная работа с целью ознакомления детей с историей возникновения праздника: воспитатели проводят просмотр иллюстраций, мультфильмов, чтение детской литературы, разучивают с детьми стихи. На музыкальных занятиях разучиваются песни, хороводы, игры, раскрывающие тематику праздника. Здесь также не остаётся в стороне, и работа с родителями, с педагогами, рассматриваются и обсуждаются возможные варианты их участия в проводимом мероприятии.

Так, в январе 2017 года мы провели «Рождественские гуляния» для детей и родителей подготовительной группы и показали его для музыкальных руководителей-слушателей областных курсов МОГАУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров».

Запоминающимся моментом этого праздника стало яркое, красивое выступление детей: «Танец звёздочек и месяца», «Танец с колокольчиками», «Танец ёлочек», песенно-танцевальная композиция с фонариками, весёлые Рождественские частушки, а песни «Звёздочки ярко сияли», «В Рождество Христово ангел прилетел», «Рождество Христово во владениях инея и снега» дети пели вместе со всеми присутствующими гостями. Это был необыкновенно трогательный и душевный праздник. Украшением праздника был просмотр мультфильмов о Рождественской ночи, истории о рождественской ёлочке.Рождественские игры вызвали у детей большой восторг. И, конечно, же в конце праздника дети подарили всем гостям рождественские подарки, сделанные своими руками – ангелочков с пожеланиями здоровья и добра. А дети получили угощение из «волшебной рукавички».

Проведение данного праздника вызвало большой интерес у коллег из других образовательных учреждений, с которыми я с удовольствием поделилась музыкальным материалом.

Празднование Рождества Христова плавно переходит в Светлое Христово Воскресенье, Пасху – самого торжественного, самого радостного весеннего праздника обновления и спасения мира и человека, торжества жизни и бессмертия, торжества добра и света над злом и тьмою.

Празднование Пасхи у нас в саду проходит с особым трепетом. Родители с детьми готовят удивительные праздничные поделки, которых затем представляют выставку для коллектива всего детского сада. Особую яркость празднику придают детские народные костюмы, которые мы сами с большой любовью сшили, родители помогли украсить и расшить бусами, стеклярусом, жемчугом отдельные элементы костюмов. Дети очень любят эти костюмы, народный наряд помогает им передать образ, почувствовать настроение праздника, испытать национальную гордость.

Дети знают, что Пасха – это праздник надежды, мира и прощения, что связан этот праздник с чудом: Христос умер и воскрес. Он прошёл свой земной путь, а нам оставил заповеди любви, искупил своей смертью прошлые грехи человечества. Знают, что в эти дни особенно совершают добрые поступки, прощают друг другу обиды. В эти дни люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», а отвечают: «Воистину воскрес!» Эти слова не раз звучат на нашем празднике. Дети слушают в аудиозаписи «Пасхальный благовест», исполняют весенние хороводы, танцуют с веточками вербы, играют в игры с вербой. Особый интерес у детей вызывают традиционные пасхальные игры с яйцами: «Чьё яйцо дольше прокрутится», «Чьё яйцо крепче? (Битки)», «Пронеси яйцо в ложке и не урони». Заканчивается праздник семейным чаепитием с пасхальными угощениями.

Знакомы наши дети и с праздником Благовещение – в этот день к Деве Марии с неба спустился Архангел Гавриил и принес ей от Бога благую весть, что у неё родится ребёнок, который спасёт мир. Весть о рождении ребенка всегда на Руси считалась самой радостной. В эти дни звонили колокола, звали людей в храмы поклониться Богородице. Знакомы дети с народными весенними героями: Евдокией Плющихой, первой помощницей весне – «где она пройдёт, там снег тает, ручьи бегут», а Герасим Грачевник – парень весёлый да сноровистый, «как засвистит, так грачи с юга летят, весну-красну на крыльях несут». Очень любят дети играть на этом празднике в игры: «Гори-гори, ясно», «Перетягивание каната», «Летят – не летят», «Скворушки». Исполняют заклички, весенние хороводы, весенние пословицы и поговорки. Традиционно, этот праздник заканчивается угощением – повара пекут для детей сдобные булочки-жаворонки.

Ещё в нашем репертуаре есть весенний праздник «Прилёт птиц» (Сорок сороков). Целью этого праздника является приобщение детей к народным традициям, любви к народному творчеству, знакомство с календарно-обрядовым фольклором, а также воспитание любви к природе, заботу о птицах. В преддверии праздника был проведён семейный конкурсна изготовление домиков для птиц, потом все изобретения были развешены на деревьях на территории детского сада. Дети вместе с воспитателями сделали из бумаги жаворонков, с которыми играли на празднике.

По всемирному времени 22 марта – день весеннего равноденствия. В этот день праздновалась основная встреча весны на Руси. По старинной традиции закликали весну быть доброй и пекли из теста вестников весны, пряча вовнутрь конопляное или льняное семя. Дети исполняли заклички «Жаворонки, прилетите!», «Солнышко-вёдрышко», исполняли весенние хороводы, изображали звуки весеннего леса, играли в игры «Грачи летят», «Займи гнездо», «Скворушки», «Сова», разгадывали загадки про птиц. В конце праздника тоже угощались булочками-жаворонками, а на прогулке кормили птиц крошками, зерном, крупой.

Таким образом, я уверена, что проведение народных и православных праздников помогает решить проблему духовно-нравственного воспитания дошкольников, способствует развитию личности ребёнка, навыков межличностного общения, расширению знаний о многообразии праздников и традиций, обогащению словарного запаса народным фольклором – дети знают народные сказки, потешки, заклички, пословицы, игры, песни, пляски. Дети учатся видеть и чувствовать красоту природы, красоту человеческих отношений, построенных на доброте и любви к ближнему. Народные праздники способствуют воспитанию патриотических чувств и любви к Родине, своему народу; помогают вовлечь в воспитательный процесс родителей, а также формировать и развивать много положительных качеств личности ребёнка.

Всё это составляет ростки нравственных, эстетических и духовных эталонов, развитие которых будет продолжено в дальнейшей жизни наших детей.

Список литературы:

  1. Зацепина М.Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. /Под ред. Т. С. Комаровой. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.
  2. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова – М.: Айрис-пресс, 2007
  3. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004
  4. Лилиня Л. А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  5. Москалева Т. Давайте «сыграем песню»//«Музыкальный руководитель», 2006 № 5
  6. Родитель – ребёнок – педагог: модели развития взаимоотношений. /авт.-сост. В. Е. Лампман, И. А. Желтикова. – Волгоград: Учитель, 2011

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь