Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники художественного творчества

0
102

Колченко Светлана Владимировна
Колесникова Ирина Анатольевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3
с. Бехтеевка Корочанского района
 Белгородской области»

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Рекламное сообщение

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Развивать творческие способности – это значит развивать способность ребёнка мыслить, не теряться в трудных жизненных ситуациях, быть уверенным в себе.

Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми через нетрадиционные техники художественного творчества. Нетрадиционные, значит, не основанные на традиции, отличающиеся оригинальностью. Детей такие техники привлекают тем, что здесь можно всё, даже придумать что-то своё, что для детей, особенно неуверенных в себе, очень важно.

Поэтому так важно в процесс воспитания включать разнообразные занятия творческой деятельностью. Здесь каждый ребёнок может наиболее полно проявить себя.

Работа с дошкольниками представляет собой систему деятельности педагога по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя комплексные занятия, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами. Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позиции «творца».

Новизна работы заключается в возможности интеграции различных техник творческой деятельности и материалов для творчества, что позволяет учитывать современные тенденции в искусстве и культуре, в условиях которых живёт современный дошкольник (повышение интереса социума к творческим решениям в дизайне помещений, украшений, рекламе), и опираться на них в процессе его творческого развития. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что  работа с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

На занятиях я применяю традиционные и нетрадиционные техники, которые способствуют овладению техническими умениями. Организовывая процесс познания, выстраиваю цикл занятий по принципу: от действия по образцу к самостоятельному творческому поиску. В свою очередь это пробуждает стремление детей к переходу от репродуктивных видов деятельности к творческим. Занятия постепенно усложняются, обеспечивая последовательное овладение детьми техническими знаниями и умениями.

Нетрадиционные приемы позволяют решить несколько задач: сформировать устойчивый интерес к изодеятельности, развивать воображение и творческие возможности детей, обогащение детских впечатлений.

Особое внимание нужно уделять анализу детских работ. Я стараюсь оценивать достижения ребёнка в соответствии с его личными возможностями  в сравнении с его прежними работами, придавать ей позитивный характер.

Нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении и творческой деятельности, проявление самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время.

В своей работе я использую разные виды работ. Так, при выполнении коллективной работы на стекле «Аквариум», дети пользовались разными видами изодеятельности: рисование, лепка, оформление работы. Во время выполнения работы велась познавательная беседа о видах рыб, ухаживания за ними. Такая форма проведения занятия детей заинтересовала. Дети работали интересно, увлечённо, активно включились в работу, предлагали свои варианты выполнения. Для проведения занятия составлены схемы с поэтапным описанием выполнения работы, подобраны дидактические пособия, литература по используемым темам, развивающие игры.

В ходе проведённой работы получены результаты: улучшен эмоциональный климат в группе детей, повысилась эмоциональная насыщенность контактов между детьми и воспитателем, дети наглядно видят результат своей работы. Работая увлечённо, дети развивают свои творческие способности, воплощают в художественной форме свои чувства, переживания, мысли, совершенствуют изобразительные навыки, экспериментируют с разными материалами.

Хочется отметить, что детям нравится не только рисовать, но и оформлять свои работы. Так, выполняя работу по изготовлению тряпичной куколки, дети с увлечением занимались дизайном. В результате получились куклы с индивидуальными узорами, хотя выполнены из одинакового материала.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Он позволяет освоить ребенку объём, сделать картинку рельефной и живой.

Пластилинография – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Инструменты и материалы для работы с пластилином просты и не требуют больших затрат.

Работая с детьми, я заметила, что детям нравится создавать коллективные работы, дополнять друг друга. Для коллективных работ создала условия: изготовила стенд с тканевой основой,  детали из разноцветного  фетра, разных размеров и форм. Использую для работы в самостоятельной деятельности детей, на занятиях художественного творчества.

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь