Панкова Наталья Сергеевна
заместитель заведующего по ВМР
МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребёнка»
г. Гусев, Калининградская область
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
За последние несколько лет произошли принципиальные изменения в экономике и обществе. Появление ФГОС ДО положило начало интенсивному обсуждению вопросов, связанных с обновлением содержания дошкольного образования, с новыми методами и формами работы педагогов, с апробацией в широкой практике новых педагогических технологий.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность воспитанников, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Все это включает в себя игровые, инновационные технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. Поскольку дети в раннем и дошкольном возрасте обладают высоким потенциалом развития и обучения, то актуальным является вопрос образовательных средств. Образовательные средства должны иметь ряд характеристик, отвечающих «формату» возраста, т.е. они должны быть направлены на решение ряда возрастных задач.
В настоящее время игровых технологий, применяемых в детских садах, очень много. Одним из самых творческих подходов к развитию детей, является игровая технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Новизна технологии «Сказочные лабиринты игры» заключается в вариативном дидактическом сопровождении становления интеллектуальных, социальных и творческих умений детей в организованной совместной деятельности взрослого и ребенка. Учитывая особенности каждого ребенка, который становится активным участником деятельности с использованием игрового пособия, взрослый организует сотрудничество детей и взрослых как партнеров, тем самым актуализирует субъектную позицию ребенка, поддерживая его инициативность и активность.
Практическая значимость технологии «Сказочные лабиринты игры» заключается в повышении образовательного потенциала предметно-пространственной среды ДОО и повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим отмечается:
- наличие возможности интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования посредством применения игровых технологий в образовательной деятельности;
- наличие базиса для реализации преемственности дошкольного и начального общего образования;
- наличие потенциала проведения коррекционной работы с детьми с разными образовательными возможностями и потребностями.
Главной особенностью технологии «Сказочные лабиринты игры» является то, что она содержит целый комплекс развивающих игр, которые логично, легко и эффективно включаются в привычный педагогический процесс. Технология предполагает поэтапное введение игрового материала. Каждый последующий этап предполагает усложнение дидактического и смыслового материала с ориентацией на возможности ребенка, в том числе и на детей с ОВЗ. Для детей с ОВЗ при предъявлении инструкции к игре необходимо сочетать ее с использованием наглядных методов. В работе с детьми с ОВЗ рекомендуется использовать специализированные методы, повышающие эффективность технологии (метод проектов, метод наглядного моделирования, сказкотерапия, прием «рука в руке»). Игры – технологии могут быть включены в любой раздел программы с учетом инклюзивного подхода и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения и эмоциональной стабильности.
Все игры сопровождаются сказочными образами. Педагогам импонирует то, что рассматриваемая технология, помимо развития детских способностей, помогает раскрыться самому взрослому, реализовать и его творческий потенциал. В чем же особенности игр В.В. Воскобовича?
Особенности развивающих игр В.В. Воскобовича:
- Широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети раннего возраста, и семи лет. Это происходит потому, что к простому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
- Многофункциональность развивающих игр. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвета и формы, учится ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, развивает внимание, память и воображение.
- Вариативность игровых заданий и упражнений. Во-первых, в рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития («Чудо-Соты 1»). Во-вторых, каждая игра предполагает множество вариаций ее проигрывания, возможность придумывания все новых и новых способов занятий с ней. («Чудо-Крестики 2»)
- Сказочность. Построение процесса взаимодействия взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности обучающихся на основе сказочного сюжета является одним из эффективных путей активизации познавательных процессов детей раннего и дошкольного возраста. В данном случает в основе всех сказочных сюжетов лежит Фиолетовый лес и его жители.
- Взаимосвязь развивающих пособий. Все игры можно рассматривать как образные и фронтальные средства, а также как графические и творческие средства. У игр существуют аналоги. Например, игры «Квадрат Воскобовича двухцветный» и «Квадрат Воскобовича четырехцветный» разработаны и используются по одному принципу, различие заключается лишь в количестве используемых цветов.
- Поэтапность. Каждая развивающая игра включает в себя определенную систему: каждый новый вариант проигрывания игры или новое задание построены на основе усвоенного ранее содержания и предваряют последующий материал.
- Широта использования. Уникальность развивающих игр Воскобовича состоит в том, что их можно использовать как в дошкольных образовательных организациях, так и в начальной школе, коррекционных учреждениях, в домашних условиях.
- Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного времени.
Развивающий эффект технологии заключается в новом способе приобретения детьми знаний, позволяющем ребенку самостоятельно, под разумным руководством взрослого и с помощью отдельных правил в игровой интегрированной деятельности создавать продукт. Таким образом ребенок в процессе осмысленной деятельности является творцом, автором, способным к самостоятельному принятию решений и имеющим желание действовать, то есть он становится субъектом деятельности. Педагог в этом увлекательном процессе становится партнером ребенка и в форме дружеской поддержки передает ему свой опыт.
Использование игр В.В. Воскобовича в дошкольном учреждении позволяет решать задачи математического, экологического, познавательного и речевого содержания как в чистом, так и в интегрированном виде. Дети самостоятельно придумывают различные игры, играют вместе и по одному. Вместе с воспитателем можно придумывать различные сказки, ситуации, можно составлять красивые узоры из цветов и листьев. «Фиолетовый лес» — не ограниченное поле деятельности для творчества и самовыражения детей.
«Фиолетовый лес» способствует:
- ознакомлению детей с окружающим миром (временами года, природными явлениями, с растительным и животным миром)
- развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения)
- развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации
- развитию аргументированной и доказательной речи
Работая по технологии В.В. Воскобовича хотелось бы отметить, что у детей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Дети, которые постепенно переходят к взрослой «форме» обучения и «наигрались» в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом.
Список литературы:
- «Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой интегрированной деятельности» В.В. Воскобович
- Развивающая предметно-пространственная среда Фиолетовый лес (методическое пособие) В.В. Воскобович
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ