КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Рассказ с элементами беседы о русской матрешке.
Программное содержание:
- Знакомить детей с русскими народными игрушками.
- Рассказать о матрешке: из чего сделана, во что одета художником. Обратить внимание на элементы узоров на костюмах матрешек (цветы, ягодки, листочки, точки, полоски, круги)
- Воспитывать интерес к русской матрешке; уважение к работе мастеров русских народных промыслов.
Словарная работа: брусок, заготовка, сарафан, рубаха, лапти, лента, платок, деревянная, березовый, расписная, выточить, срубить, расписывать, красиво, весело.
Материал: Сундук, несколько наборов матрешек, заготовки для матрешки, русский костюм для девочки, аудио запись хороводной песни «Во поле береза стояла», искусственная березка, презентация слайд-шоу «Русская матрешка».
Место проведения: музыкальный зал.
Ход занятия:
Под тихую хороводную музыку дети рассаживаются на стульчики. Заходит хозяйка русской комнаты (воспитатель, одета в русский костюм).
– Здравствуйте, дети. Вы меня узнали? Я – хозяйка русской комнаты. В прошлый раз, когда вы заходили ко мне, приглашали к себе в гости. Вот я и пришла к вам. Как красиво у вас, как много всего интересного. А вспомните, что интересного вы видели у меня в комнате?
Ответы детей: (самовар, утюг, чугунок, ухват, коромысло, кружева, русский костюм, гусли, много разных народных игрушек: свистульки, дымковские игрушки, матрешки…)
– Хозяйка: Молодцы ребята. А сейчас я хочу загадать вам загадку:
На зеленом лугу
Пляшут девушки в кругу.
Поиграли, порезвились
И одна в одну сложились.
Или
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
В сундуке у нас живут Всех (…) зовут. Ответы детей.
– Хозяйка: Ну, конечно, это матрешка. И сегодня я хочу вам рассказать об этой игрушке. Ведь она совсем не простая. Посмотрите, сколько матрешек у меня в сундуке. (Хозяйка расставляет матрешки на двух хохломских столиках). И все они очень разные.
– Делают матрешку из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, поменьше. Она тоже разнимается, а в ней снова фигурка еще меньше, и так несколько штук. (Во время рассказа воспитатель раскрывает и выставляет на каждом столе матрешки от большой до самой маленькой). Самая большая матрешка – это мама. А в ней живут ее детки – матрешки.
– Посмотрите, какие еще есть матрешки. (Презентация слайдов «Русская матрешка»)
Далее хозяйка продолжает рассказ:
-Для изготовления матрешек используются бревнышки из сухой березы или липы. Вот такие. (Показывает два полена из березы – одно неочищенное, а другое уже без коры. Дает детям потрогать и рассмотреть). Вот из таких заготовок вытачивают фигурки матрешек. Сначала самую маленькую, а потом больше, еще больше и самую большую. Затем фигурки зачищают специальной шкуркой. И только потом их расписывают художники. И получаются вот такие матрешки.
Хозяйка русской комнаты приглашает детей подойти к столикам и рассмотреть матрешек.
Вопросы к детям:
- 1.Какая матрешка вам больше всего понравилась?
- 2.Матрешка какая? (большая, маленькая, круглая, расписная, деревянная, красивая, русская)
- 3.Во что одета матрешка? (рубаха, сарафан, платок)
- 4.Какой узор на одежде матрешки?
Хозяйка русской комнаты делит детей на две группы и предлагает провести игру «Собери матрешку» (Всем членам группы раздают матрешки от самой маленькой до самой большой, и предлагают в правильной последовательности вложить матрешки одну в другую от самой маленькой до самой большой).
Затем хозяйка предлагает детям сесть на стульчики и показывает русский костюм (детский) и предлагает нарядить девочку матрешкой. Дети называют элементы костюма и в какой последовательности будут одевать матрешку.
В конце занятия дети вместе с хозяйкой русской комнаты и девочкой- матрешкой водят хоровод вокруг березки «Во поле береза стояла».
Изотова Татьяна Ивановна
Смирнова Марина Юрьевна
воспитатели
ГБОУ «Гимназия № 1583 им. К.А. Керимова» д/о № 4
г. Москва