Роль терренкур – технологии в формировании детско-родительских отношений

Колесник Екатерина Сергеевна
Головко Елена Юрьевна
Кулибаба Алина Михайловна
воспитатели
МБДОУ ДС № 7 «Лесная поляна»
Г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия» 

НАЗВАНИЕ  – Роль терренкур – технологии в формировании детско-родительских отношений

СЕКЦИЯ  – 19.«Использование современных технологий в построении партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ»

Слайд 1.

Уважаемые коллеги. Представляем вашему вниманию выступление из опыта работы «Роль терренкур – технологии в формировании детско-родительских отношений»

Слайд 2

Рекламное сообщение     

Семья – уникальный первичный социум, который не может дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного, без оценочного принятия.

В определяющей мере благополучное психическое состояние дошкольника зависит от взрослого, а точнее от того, ощущает ли ребенок любовь и внимание своих близких, чувствует ли себя принятым своими родителями.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка. Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей.

В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Терренкур – технология может стать одним из важных средств взаимодействия между ДОУ и семьей.

Напомним, что терренкур (лечебная ходьба) — одна из форм ЛФК, которая осуществляется путем естественного физического упражнения (ходьбы по определенному маршруту). Проводится терренкур в естественных природных условиях, на свежем воздухе.

Привлечение родителей к терренкур–технологии – это способ не просто отдохнуть и удовлетворить любопытство детей. Общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность – могут стать отличной возможностью эмоционально сблизиться, крепить внутрисемейные отношения, сохранить в памяти яркие эмоции от общения в формате совместной прогулки или путешествия. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Кроме того, прохождение маршрута терренкура может способствовать укреплению семьи, повышению авторитета родителей в глазах детей, созданию совместных семейных традиций.

Слайд 3

Образовательные терренкуры для родителей – это маршруты по территории детского сада по фиксированным или передвижным «станциям». Фиксированными станциями могут быть постройки, грядки, карусели, песочницы, веранды и т.п. Передвижные станции можно оформить с помощью «декораций» из фанеры или бросового материала

Важнейшие образовательные задачи: 

  • создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения   положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста;
  • предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания;
  • формировать активную позицию родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе;
  • повысить компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;
  • гармонизировать детско-родительские отношения с помощью совместных мероприятий;

Для достижения успеха в образовательном терренкуре необходимо:

  • вызвать интерес у детей, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);
  • предложить детям доступный материал (с соотношением известного и неизвестного);
  • дозировать степень активности взрослого;
  • создание творческой обстановки;
  • с вниманием и уважением относится ко всем мыслям и гипотезам детей.

Слайд 4

Какие преимущества имеют образовательные терренкуры в работе с родителями

  • Образовательные терренкуры позволяют дополнить и разнообразить такие формы взаимодействия с семьями, как консультации, родительские собрания, дни открытых дверей, работу с папками-передвижками.
  • Во время маршрута родители проводят время с ребенком, видят особенности его поведения. Параллельно они вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс, становятся равноправным партнером дошкольников в разных видах детской деятельности.
  • Образовательные терренкуры помогут и педагогам посмотреть, как выстраиваются взаимоотношения родителей и детей, увидеть, или предупредить проблемные ситуации. После наблюдения за родителями воспитателю легче составить план взаимодействия с семьями.
  • Кроме того, образовательные терренкуры приобщают всех участников к здоровому образу жизни. Свежий воздух и двигательная активность снимают усталость, напряжение, агрессию, благоприятно действуют на организм и настроение.

Слайд 5

В детском саду в старшей группе рамках реализации проекта «Вместе с мамой, вместе с папой по маршруту терренкура» функционирует образовательный терренкур, состоящий из специально разработанных маршрутов по территории детского сада, с посещением стационарных и мобильных зон.

В ходе реализации плана управления проекта был проведен анализ социальных опросов с детьми и родителями, на основании которых  в ходе совместных встреч был разработан перспективный план совместных мероприятий с родителями и детьми посредством терренкур-технологии.

Слайд 6

Эти мероприятия были классифицированы по следующим аспектам:

  • маршрут образовательного терренкура, роль ведущего или персонажа в котором отведена родителям (законным представителям);
  • маршрут образовательного терренкура, в котором родители участвуют вместе с детьми, как равноправные партнеры;
  • праздничный маршрут образовательного терренкура

Слайд 7.

Маршрут образовательного терренкура, роль ведущего в котором отведена родителям (законным представителям)

Маршрут образовательного терренкура, которые проводят для детей родители, планируется 1 раз в квартал. Проведение такого мероприятия требует очень тщательной подготовки: воспитатели и родители заранее продумывают тему маршрута; маршрут; совместно готовят задания; решают, сколько на маршруте будет остановок, кто каким будет персонажем; какой отдых предложить детям. Темой маршрута может быть тема недели, тематический праздник, яркое событие из жизни детского сада или группы, или ознакомление с профессиями родителей, ведущих маршрут терренкура.

Слайд 8

Родители, ведя детей по маршруту, организовывали переходы от станции к станции: проводили физические упражнения, упражнения для профилактики нарушений осанки, дыхательные и другие виды гимнастик. На станциях дети выполняли творческие задания, логические задачи, участвовали в эстафетах, которые соответствуют теме терренкура.

На протяжении всего маршрута воспитатели сопровождали родителей и детей и при необходимости подсказывали и помогали. Таким образом, образовательный терренкур помог родителям побыть на месте воспитателя и лучше понять специфику работы с детьми.

Слайд 9

Маршрут образовательного терренкура,  в котором родители участвуют вместе с детьми, как равноправные партнеры

Родители участвовали в маршрутах образовательного терренкура, с учетом тематической направленности. Во время подготовительных тематических встреч педагоги демонстрировали родителям, как организовать детскую активность, как реагировать, если дети отвлекаются, или не слушаются, в каком тоне общаться с детьми в целом.

На маршруте воспитатели организовывали для детей и родителей экспериментальную, исследовательскую деятельность, наблюдения, сюжетно-ролевые и подвижные игры. Для переходов между станциями подбирались различные виды гимнастик. На станциях педагоги давали детям задания, а параллельно обращали внимание родителей на принципы, правила, требования к организации детских игр и активностей, их важности в развитии ребенка и формировании его личности.

Слайд 10

Родители наблюдают за тем, что делают дошкольники, как педагог регулирует и направляет детскую активность. В зависимости от заданий, которые выбрал педагог, и от того, сколько родителей пришло на терренкур, они могут присоединиться к детям, чтобы выполнять задания, и к педагогу, чтобы помочь провести игры. Это позволит родителям узнать основные педагогические приемы и попробовать применить их на практике, что всегда вызывает интерес.

В ходе маршрутов образовательного терренкура у родителей появилась возможность не только пройти маршрут с детьми, но и сплотиться с ними, получить педагогический опыт. Также родители открыли для себя варианты, как организовать детский досуг. Таким образом, терренкур выполняет консультативную функцию, что намного эффективнее бумажных консультаций.

Слайд 11

Праздничный маршрут образовательного терренкура

Такая форма проведения  позволит сделать мероприятие небанальным. Для воспитанников праздник становится  сюрпризом, а родители  смогут поучаствовать в празднике вместе с детьми и разделить детскую радость вместо того, чтобы пассивно сидеть и наблюдать за выученной последовательностью действий – в худшем случае через экран телефона.

На праздничном маршруте образовательного терренкура родители и дети самостоятельно выбирают себе маршрут: решают, на какие станции пойти, чем заняться. Простор прогулочного участка прибавляет к свободе действий свободу движения.

Но главное, что родители и дети проходят маршрут терренкура вместе, за руки, что укрепляет детско-родительские отношения.

Заключение

Таким образом, терренкур – технология является прекрасным средством для укрепления семьи и воспитания подрастающего поколения. Образовательный терренкур дает уникальную возможность детям улучшить свое здоровье и повысить уровень физического развития, в реальности познакомиться с природой, научиться любить и беречь ее, поучаствовать самостоятельно в решении многих задач.

Достичь общей цели с родителями, важно для ребенка любого возраста, он становится уверенней, организованней, ответственней. Проводя время вместе, родители становятся лучшими друзьями для своих детей. Подобный активный отдых помогает пробудить в родителях и детях дух коллективизма, развить выносливость, выдержку, настойчивость. Но не все родители находят на это время и желание. Поэтому ДОУ является связывающим звеном между родителями и детьми. Педагоги занимаются привлечением родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. Терренкур – технология является прекрасной формой работы, сближающей родителей, детей и педагогов, дающей возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Использование же этой формы взаимодействия детей и взрослых способствует установлению тесного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в воспитании здорового ребёнка.

Список литературы

  1. Березовская, Л. В. Образовательные терренкуры на территории дошкольной образовательной организации как одно из условий физического развития детей / Л. В. Березовская, О. В. Шкарупова. —/ Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 420-422.
  2. Кизим Л.С. Игровая программа «Терренкур» – педагогическая технология в условиях дошкольного учреждения: методическое пособие/ Л.С. Кизим, Ю.В. Баутина, Е.В. Березовская, Н.В. Дьяченко, П.А. Крамар, Н.В. Федоренко. Краснодар. Кубанский гос. ун-т, 2009. с.40, 100 экз.
  3. Чепракова, Н. В. Терренкур — маршрут оздоровления. Из опыта работы. Инновационные формы оздоровления детей дошкольного возраста / Н. В. Чепракова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь