Дорогайкина Лариса Геннадьевна
старший воспитатель
Яковлева Кристина Александровна
Скобелева Жанна Николаевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад № 106»
г. Новокузнецк Кемеровская обл.
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
НАЗВАНИЕ – Кукла Даша, как средство в помощи адаптации детей.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
СЕКЦИЯ – 9. «Секреты успешной работы с родителями»
Адаптация ребенка раннего возраста к новым условиям является нелегким процессом. Для педагога и родителей важно, чтобы привыкание малыша к режиму группы и незнакомым людям проходило быстро и успешно.
Для облегчения процесса адаптации в своей работе мы стали использовать элементы куклотерапии – одного из методов арт-терапии (терапии искусством).
Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания ребенка, укрепить его психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию.
Не все малыши легко контактируют со сверстниками и со взрослыми. Некоторые из них имеют задержку психоречевого развития, что приводит к значительно сниженной познавательной активности и моторной неловкости. Отсюда возникают трудности в общении.
Нам стало очевидно, что для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Им стала Кукла. В нашей группе это кукла Даша.
Когда ребенок впервые приходит к нам, педагог встречает его с куклой. Начинается общение от лица куклы. «Здравствуй, меня зовут Даша. Я каждый день прихожу сюда и никогда не плачу. Мне очень нравится здесь. Хочешь поиграть со мной в одну очень интересную игру? Не бойся. Я возьму тебя за руку, и мы вместе с тобой пойдем в группу, я покажу тебе, где мы играем».
С помощью куклы мы привлекаем внимание ребенка. Ему становится интересно. Далее все зависит от умения педагога поддержать этот интерес с помощью развивающих игрушек, дидактических игр, пособий.
Помимо привыкания к новой обстановке, кукла помогает малышам приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку (покачать куклу, пожалеть). Ребята вместе с куклой учатся танцевать, выполнять различные физические упражнения. Дети с большим удовольствием выполняют задания педагога от имени куклы и для нее. Таким образом у них развиваются пространственные представления. Кукла используется в режимных моментах. С куклой кушаем, умываемся, засыпаем, проводим занятия.
Воспитатели совместно с родителями должны помочь ребенку в адаптации. Для этого мы рекомендуем родителям использовать куклотерапию в домашних условиях, т.е. предлагаем родителям приобрести куклу, похожую на ту, которая находится в группе и использовали куклу в режимных моментах дома.
Куклотерапию мы используем и как элемент диагностики. В процессе наблюдения за детьми в период адаптации у детей выявляются проблемы в поведении (упрямство, плаксивость, агрессия, жадность, робость, нежелание участвовать в режимных моментах).
Таким образом, применяя метод куклотерапии в работе с детьми, мы достигаем следующих результатов:
- -уменьшается эмоциональная напряженность
- -развиваются коммуникативные навыки
- -пространственная ориентация
- -развивается мелкая моторика
- -формируются социальные навыки
Использование кукол в игровой и в свободной деятельности помогают педагогам нашей группы адаптировать детей к новым условиям в короткие сроки.