ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0
858

Умитбаева Евгения Рифатовна
старший воспитатель
Горожанкина Юлия Игоревна
воспитатель
Симонова Людмила Юрьевна,
воспитатель
МБДОУ ДС №28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Региональный научно-практический семинар «ДЕНЬ ЗЕМЛИ», формирование осознанно-правильного отношения детей к природе, экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»

 

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Воспитание экологической культуры является богатым источником познавательного развития детей. Человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять ее как источник радости и счастья.

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста на сегодняшний день остается актуальной. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ, и представляет широкие возможности для экологического воспитания.

Формирование   экологического сознания, осознанно-правильного отношения к объектам природы должно начинаться с создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей выработку экологических знаний. Главная проблема стоит не в изменении предметного содержания образования, а в изменении способов его освоения. Решить эту проблему поможет проектная деятельность детей, непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Планируя образовательную деятельность, необходимо опираться на определенные дидактические принципы:

  • –  принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Информационно-коммуникационные технологии повышают познавательную активность, процесс самопознания;
  • – принцип научности предполагает возможность информационно-коммуникационных технологий представлять в мультимедийной форме реалистичные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи);
  • – принцип доступности подразумевает подбор такого материала, форм и методов организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
  • – принцип интеграции заключается в синтезе образовательных областей при изучении природного мира.
материалы в печатный сборник 

Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы: экологические занятия, экологические экскурсии,экологические конкурсы, трудовой десант,  коллекционирование, экологические праздники, экологические сказки и другие.
В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников, нами была поставлена цель правильно организовать предметно-развивающую среду, поскольку без этого невозможно результативно добиваться реализации программных требований.В группе организован центр науки, в который входит уголок природы. Так как наилучшим способом овладения знаниями и умениями является непосредственный контакт с объектами природы, то уголок природы просто необходим. Содержатся комнатные растения в группе в соответствии с их биологическими потребностями, условиями происхождения.

Чтобы работа по экологическому воспитанию детей была более эффективной мы поставили перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании.В ходе организованной образовательной деятельности с детьми среднего возраста, используем видео-клипы и слайды с изображением растений, животных родного края. Для формирования экологических знаний систематически применяем в работе дидактические и развивающие игры, наблюдения, экскурсии.  Начиная со средней группы, мы начали применять проектный метод, так как предполагалось, что совместная деятельность должна сблизить педагога, ребёнка и его родителей, углубить имеющиеся знания и дать новые. Сначала это были краткосрочные проекты, такие как «Путешествие в сказочную страну природы», «Лук всему голова», которые реализовывались в течение короткого времени, также был реализован долгосрочный проект: «Царство растений», где дети совместно с педагогами и родителями познавали мир природы через художественное слово, коммуникативную деятельность, продуктивную деятельность.

У детей старшего возраста багаж представлений о природе обогащается, появляется сознательное отношение к проблеме экологического воспитания. В этот период очень важно воспитать ответственное отношение ребёнка к окружающей природе. На протяжении длительного времени проводились циклы наблюдений, опытов. Работа по исследовательской и экспериментальной деятельности проводилась как отдельно на занятиях познавательного цикла, так и в процессе реализации проектов. В старших группах, были реализованы краткосрочные проекты: «Весна на подоконнике», где дети наблюдали за набуханием почек на срезанных веточках тополя; «Наша планета Земля» – о планете Земля, о её природе, о бережном отношении к ней, и совместный с родителями проект «В мире комнатных растений».  Также был реализован проект «Наш цветочек аленький», где дети узнали, что первый весенний цветок может зацвести в зимний период в горшке на подоконнике. Участвуя в муниципальной акции «Мой зелёный дом» у воспитанников сформировалось умение жить в гармонии с природой, не вредить ей, а также познакомились с Красной книгой цветов родного края, получили знания о лекарственных растениях.  Воспитанники совместно с педагогами принимали участие в международной акции «Кормушка для пичужки». Дети с помощью родителей смастерили кормушки и подкармливали прилетающих зимующих птиц. Большой эмоциональный отклик у воспитанников вызвал   литературный вечер «Наш дом – природа».Экологическое образование должно осуществляться в тесной связи с семьей, так как родители – первые люди, которым доверяет ребёнок.

За годы работы мы убедились, что систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников даёт положительные результаты. У детей сформированы начала экологической культуры через проектную деятельность, сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, практическим путем дети получили знания, умения и навыки по охране природы, у них появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

 

Список литературы:

  1. Аксенова, З.Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольника/ З.Ф. Аксенова. -М.: ТЦ Сфера,2015.
  2. Кондратьева, Н.Н. «МЫ». Программа экологического образования детей/ Н.Н.Кондратьева. – СПб: «Детство-пресс»,2000.
  3. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. /С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез,2011.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь