Клевцова Марина Николаевна
Воспитатель
МБДОУ ДС №31 «Журавлик»
Старооскольского городского округа
Материал – УЧАСТНИК Межрегионального семинара «Формирование опыта в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Ни для кого не секрет, что самое главное в жизни каждого человека – здоровье. Его необходимо беречь и укреплять с раннего детства. В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Физическое воспитание занимает важное место в системе дошкольного образования, является основным фактором укрепления здоровья и всестороннего развития личности ребенка. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, несовершенством системы медицинского обслуживания, недостаточным финансированием образовательных учреждений и многими другими факторами.
На современном этапе развития общества в дошкольном образовательном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Одним из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья является подвижная игра.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.
Основные задачи подвижных игр
- Укреплять здоровье играющих.
- Способствовать их правильному физическому развитию.
- Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.
- Воспитывать необходимые морально – волевые и физические качества.
- Прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Существуют игры малой, средней и большой подвижности. Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание), воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Выбираем игры не только от её содержания и особенностей, но и от возраста, физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, режима дня, времени года, места проведения, интересов детей. Чем дети младше, тем сюжет и правила проще, продолжительность игры – короче, степень нагрузки – меньше, участие взрослого – активнее. Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет малышам большую радость, создает позитивную эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия. В играх дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, лазанье, бросании, ловле, перелезании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений нужно стараться соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулировать допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивать или уменьшать количество повторений. Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач.
Почему же так важны подвижные игры для дошкольников? Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка как в физическом, так и в психическом плане. Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками.
Подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки, равновесие. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Игры на свежем воздухе стимулируют работу мозга, улучшают деятельность дыхательной и сердечнососудистой системы, способствуют более правильному и быстрому росту формирующегося детского организма.
Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для дошкольников.
В младшем дошкольном возрасте подвижные сюжетные игры помогают закреплять знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира, например о средствах передвижения (поездах, автомобилях, самолетах), о повадках и особенностях движений различных животных и птиц. Такие подвижные игры как «Поезд», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль», «Волк и зайцы», «Солнышко и дождик».
Для среднего возраста такие подвижные игры как «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору». Такая двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Бессюжетные игры для дошкольников учат детей быстро действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание, умение ориентироваться в пространстве. Такие подвижные игры как «Догони меня», «Не опоздай», где дети, разложив предметы, разбегаются, а затем бегут к своим ориентирам, помогают находить и занимать свое место.
Оздоровительный эффект при проведении подвижных игр тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве. Подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений и таким образом в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие к поиску путем гармоничного развития детей.
В старшем дошкольном возрасте таким играм, как «Ловишки с ленточкой», «Ловишки с обручем», «Хитрая лиса» присущ творческий характер. Убегая, догоняя, дети максимально мобилизуют свои физические силы. При этом они сами самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствуются психофизические качества. Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжении, быстром изменении направления движения. Подвижным играм с мячом отводится особая роль. В игре «Охотник и зайцы» ребенок выполняет манипуляции с мячом, целится, бросает. Такие подвижные игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуется деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Подвижные игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, игры сопровождаются громкими криками, смехом, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психологическая разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Преимущество игр в том, что они связаны с инициативой, фантазией, творчеством, а это усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и эндокринной системы. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенный самой природой в развивающемся организме. Положительные эмоции – важнейшие факторы оздоровления. Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем, больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма.
Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей, оказывают всесторонне комплексное воздействие на организм ребенка. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребенка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
ЛИТЕРАТУРА
- Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П. «Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей» М: «Просвещение» 2000г.
- Ковалева Е. «Веселые подвижные игры» М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2006.
- Литвинова М.Ф Подвижные игры и игровые упражнения», М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
- Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребенка» АКТИ, 2000