Максакова Юлия Николаевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 31 «Журавлик»
Старооскольского городского округа
Материал – УЧАСТНИК Межрегионального семинара «Формирование опыта в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»
«Забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» – говорил В. Сухомлинский.
Важным фактором развития детей в первой младшей группе в детском саду является физическое воспитание. Физическое воспитание является важнейшей частью системы воспитания в целом. Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей является включение физической культуры в образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Основные виды физической активности в группе детей (2-3 лет):
- – утренняя гимнастика;
- – физическая культура и динамические паузы;
- – гимнастика пробуждения;
- – подвижные игры в группе и на улице.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин. Может проводиться как традиционный комплекс упражнений, так и в игровой форме с использованием полосы препятствий. Зарядка в сочетании с музыкой способна успокоить, снять психическое напряжение, предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка и создает основу для эмоционального контакта между ними.
Динамические паузы — кратковременные физические упражнения, которые проводятся в детском саду в процессе образовательной деятельности и в течение всего дня и удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Оздоровительные паузы снимают напряжение мышц, улучшают кровообращение, работу сердца, легких, успокаивают центральную нервную систему, дают положительный настрой.
Гимнастика пробуждения помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Подвижные игры в педагогической науке рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Педагог побуждает ребенка к активным действиям, обучает правильным движениям, используя для этого ряд педагогических приемов с учетом психологических особенностей детей 2-3 лет. Во время организации двигательной активности детей педагогу желательно использовать различные игровые ситуации и аксессуары. Это могут быть разные педагогические приемы работы с маленькими детьми.
В своей практике с малышами я использую утреннюю гимнастику «Правила гигиены» под музыку, которая способствует укреплению полезных для здоровья навыков.
Цель игры заключается в закреплении культурно-гигиенических навыков, формировании умения показывать их под музыку при помощи жестов и движений.
Ход игры: Воспитатель просит под музыку показать, как малыши с помощью жестов и движений моют ручки, ножки. Эта игра очень бодрит детей и вызывает положительные эмоции.
Игра малой подвижности «Обруч».
Цель игры заключается в развитии внимания малышей, умении реагировать на слова воспитателя.
Ход игры: Воспитатель просит ребят переступать через обруч, не наталкиваясь друг на друга.
Игра на улице «Дождик, дождик – кап-кап-кап».
Цель игры: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по подражанию действиям взрослого, находить свое место с помощью педагога и самостоятельно
Ход игры: Воспитатель показывает детям, что солнышко спряталось за тучку и скоро пойдет дождь. Педагог показывает детям с помощью рук как стучат капли дождя — кап-кап-кап. Взрослый просит детей ловить маленькие капельки дождя с помощью ладошек, но как только дождь усиливается нужно бежать домой на веранду.
Список литературы:
- Здоровьесберегающие технологии в образовании. Козина О.Б. «Весёлая физкультура для детей и их родителей». Ярославль – Академия развития. 2005г.
- Агаджанова, С. Н. Физическое развитие детей / С.Н. Агаджанова. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 444 c.