Применение нейроигр в коррекции нарушений произносительной стороны речи

0
2060

Батакина В.Н., учитель-логопед
Абдуллаева О.В., Умярова О.Н., воспитатели
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

секция – 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании

Применение нейроигр в коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время мы наблюдаем, что у детей с речевой патологией, нарушены высшие психические функции, двигательная и эмоционально-волевая сферы, вследствие поражения центральной нервной системы в целом или наблюдается частичная незрелость определенных структур головного мозга. С точки зрения нейропсихологии все эти трудности у детей тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно проводить коррекционную работу.

Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятетельности детей, то нейроигры являются наиболее эффективным и доступным методом безмедикаментозной коррекции имеющихся у ребенка нарушений. Речевые и психические процессы во время нейроигр корректируются через движение, в процессе которого создаются новые нейронные связи, улучшающие работу головного мозга.

Игры с нейрокоррекционным воздействием мы используем во время логопедических занятий на всех этапах, начиная с момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений и заканчивая автоматизацией поставленного звука на материале чистоговорок и стихотворений, а также на этапе дифференциации звуков.

Рекламное сообщение     

В своей работе с детьми мы применяем зеркальное рисование. Это прием, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, зигзаги, восьмерки, произнося нужный нам звук, слово, словосочетания или предложения. Как вариант можно использовать нейродорожки с заданиями, где ребенок прорисовывает симметричные фигурные линии двумя руками или выкладывает дорожки из камешков Марблс. Ещё один вариант использования нейродорожек при автоматизации звука – это проговаривание звука (слова) с одновременным движением обеих рук по дорожкам, но в разных направлениях.

Нейрогимнастические (кинезиологические) игры на развитие межполушарного взаимодействия, позволяют создать новые нейронные связи в коре головного мозга. Положительная динамика в коррекции нарушений проявляется в повышении мотивации и работоспособности ребенка, формировании самоконтроля за речью и ускорении автоматизации звуков. Дети очень любят такие игры, как «Оладушки», «Кулак, ребро, ладонь», «Лезгинка», а усложнить их можно, добавив между движениями хлопок или притопывание ногой.

Гимнастику мозга можно использовать в качестве динамических пауз или как организационный момент перед началом занятия.

Нейроигры на автоматизацию и дифференциацию звуков можно выполнять также с использованием массажных мячиков, шариков Су Джок или мячей-прыгунов. Все действия с массажными мячиками (шариками) выполняются с одновременным проговариванием звуков, слогов, слов, чистоговорок, скороговорок и др.

Варианты нейроигр:

  1. Перекладывание массажного мяча (шарика) из правой руки в левую и наоборот.
  2. Передача мяча (шарика) в парах.
  3. Передача мяча (шарика) по кругу или квадрату.
  4. Перекрёстные движения с мячом (шариком) в парах (правая рука сверху, затем левая).
  5. 5. На звук Ш отбивать мяч правой рукой, на звук Ж левой. Или катать мячик между ладоней, если звук Ш то сверху правая рука, если Ж – то левая.

При обучении грамоте для закрепления графического образа букв наиболее эффективным является упражнение «Изобрази букву», в процессе выполнения которого ребенок выкладывает одновременно двумя руками буквы по образцу из камешков Марблс.

Также в своей работе мы используем межполушарные доски. Есть разные варианты игр с данным пособием:

  • Ребенок проходит лабиринты с помощью специальных бегунков, поочередно левой или правой рукой, а также двумя руками одновременно.
  • Ребенок выполняет различные задания на специальных карточках-вкладышах с помощью маркеров одновременно левой и правой рукой.
  • Ребенок прокладывает шнурочки по канавкам лабиринта сначала левой рукой, потом правой рукой, а затем двумя руками одновременно.

Игра «Кинезиологические классики» направлены на развитие межполушарного взаимодействия и координации, формирование содружественных движений двумя руками, когда левая и правая рука выполняют одновременно разные движения. Можно выполнить движения обеими руками с одновременным проговариванием знакомой скороговорки (чистоговорки, стиха) или на этапе дифференциации звуков в слогах и словах.

Для автоматизации звуков в словах можно использовать игру «Парные картинки» в разных вариантах:

Вариант 1. Взрослый называет слово. Ребенок ищет нужную картинку одновременно на левой и правой стороне карточки, ставит на нужные картинки пальцы и повторяет названное слово.

Вариант 2. Ребенок сам ищет картинки с одинаковым названием и одновременно указывает на них указательными пальцами обеих рук и называет слово, но уже без помощи взрослого.

Вариант 3. Ребенок сравнивает предметы с одинаковым названием на обеих сторонах карточки, называя сходство и различие этих предметов.

Игра «Угадай, назови и покажи» (один из вариантов игры с парными картинками). Ребенок должен отгадать по видимым частям героя и назвать его, одновременно указав указательными пальцами обеих рук на картинку на левой и правой стороне карточки. Можно проговорить: «Мила стоит за желтым и голубым овалами» и т.д. Игра может использоваться для автоматизации звуков в словах или в связной речи.

Игра «Слово – жест» также используется нами для автоматизации звуков в словах.

Вариант 1. Сначала ребенок одновременно называет название картинки и выполняет движение пальцами ведущей руки. Затем тоже самое выполняется другой рукой.
Вариант 2. Перед ребенком одновременно лежат две карточки. Ребенок по очереди называет картинку и показывает пальцами движения сначала с одной карточки, затем с другой.

Игра «Слово – признак – жест» является усложненным вариантом предыдущей игры и используется для автоматизации звуков в словосочетаниях. Правила игры те же, что и при выполнении предыдущих заданий, но ребенок добавляет прилагательное, указывающее на цвет, называемого предмета.

Игра «Кулак – ладошка» направлена на развитие чувства ритма и межполушарных взаимодействий. Необходимо под ритмичную музыку выполнять движения руками (хлопнуть ладошкой или стукнуть кулачком о стол) в зависимости от того, какая картинка изображена (ладошка или кружок). Это упражнение можно варьировать от простого к сложному в зависимости от того, как с ним справляется ребенок. Данную игру можно использовать также для автоматизации звуков в слогах, словах, чистоговорках и стихах, а также для дифференциации звуков.

В заключение следует отметить, что предложенные игры могут включаться в любую организованную образовательную деятельность, как индивидуальную, так и групповую (подгрупповую).

Список литературы:

  1. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. – Москва, изд-во ВИС, 2003 г.
  2. Кушнир И.С., Цветков А.В. Нейрологопедия: диагностика и коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников. — М.: «Издание книг ком», 2021 г.
  3. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001 г.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь