ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Ансимова Татьяна Владимировна
Потанина Наталья Анатольевна
учителя-логопеды
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
г. Старый Оскол

Ежегодно в группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи поступают дети с общим недоразвитием речи. Группы посещают дети с речевыми нарушениями различной формы, структуры дефекта и степени выраженности. Как правило, в группах больше мальчиков, чем девочек. Многолетняя практика показывает, что внедрение гендерного подхода в коррекционной работе способствует успешному речевому развитию детей – логопатов.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Реализуя гендерный подход в логокоррекции, целесообразно использовать такие формы работы, как индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия. Гендерный подход в условиях групп компенсирующей направленности – это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Одна из воспитательных задач, стоящих перед учителем-логопедом на протяжении всего периода обучения – воспитание как общей культуры поведения, так и культуры поведения мальчиков по отношению к девочкам.

Гендерный подход в коррекционном процессе предполагает разнообразие способов подачи учебного материала. Для оптимального процесса обучения и воспитания на логопедических занятиях во время работы с мальчиками используются такие принципы, как:

  • достаточно быстрый темп подачи материала;
  • высокая двигательная активность;
  • элементы соревнования;
  • объяснение материала и инструкция к заданиям чёткие и немногословные.

Во время работы с девочками используются такие принципы, как:

невысокий темп подачи материала;

  • использование красочного стимульного материала;
  • эмоционально окрашенная подача материала;
  • увеличение количества повторений пройденного.
материалы в печатный сборник 

Формированию гендерной идентичности в процессе коррекции речевых недостатков способствует изучение таких лексических тем, как «Человек», «Семья», «Игрушки», «Одежда», «Профессии», «День Защитника Отечества», «Международный Женский день» и др. На логопедических занятиях, помимо решения коррекционных задач, уточняются и расширяются знания детей о роли мужчины и женщины в семье, обществе, их профессиях, орудиях труда и т.д.

Часто коррекция речевых недостатков требует многократного повторения пройденного материала, соответственно, от педагога требуется создание таких условий, чтобы занятия не наскучили ребенку, вызывали положительный эмоциональный отклик. Соответственно, большое значение имеет подбор речевого материала, игрушек, дидактических игр и пособий в соответствии с полоролевыми интересами и предпочтениями девочек и мальчиков.

Большое внимание уделяется работе с родителями в данном направлении. Учителя-логопеды проводят беседы, консультации, практикумы с родителями, затрагивающие вопросы гендерного различия и воспитания детей, так как наблюдаются существенные различия усвоения родного языка мальчиками и девочками как в норме, так и при патологиях речевого развития. Нами был подобран ряд методических материалов для родителей в рамках данной тематики. Кроме того, при подборе еженедельных индивидуальных рекомендаций родителям для закрепления полученных детьми речевых навыков в домашних условиях мы учитываем предпочтения девочек и мальчиков.

Вашему вниманию представляем примерное распределение коррекционной работы на один день с учетом гендерной идентичности в рамках изучения лексической темы «Осень».

Разделы работы
Общеречевые навыкиТренировка плавного выдоха. Развитие силы и длительности выдохаДля девочек: «Осенние листочки». Для мальчиков: «Загоняем мяч в ворота»
Общая моторикаСочетание речи с движениемДля девочек: «Как варили мы компот». Для мальчиков: «Урожай»
Мелкая моторикаПальчиковая гимнастикаДля девочек: «Осенний букет». Для мальчиков: «Грузовик»
Зрительное и слуховое вниманиеДидактическая играДля девочек: «Что перепутал художник?». Для мальчиков: «Паровозик»
ЗвукопроизношениеАртикуляционная гимнастикаДля мальчиков: «Путешествие на машине».  Для девочек: «Сказка о веселом язычке»
Грамматический строй речи. ЛексикаДидактическая игра«Мой, «Один, одна» (общие)

Таким образом, знание о гендерных особенностях в развитии детей дошкольного возраста позволяет правильно распределять учебную нагрузку и развивать слабые стороны ребенка, опираясь на сильные, что влияет на получение наиболее эффективных результатов коррекционной работы.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь