Ритмопластика, как метод работы со старшими дошкольниками

0
1175

Степнова Татьяна Александровна
музыкальный руководитель
Травкина Ирина Николаевна
инструктор по физической культуре
Кучминова Галина Николаевна
тьютор
МБДОУ ДС № 5 «Незабудка»
г. Старый Оскол

Материал – УЧАСТНИК Межрегиональной научно-практической конференции «Формирование опыта в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Ритмопластика, как метод работы со старшими дошкольниками в рамках совместного здоровьесберегающего проекта музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и тьютора

 

Условия жизни современного общества, высокий темп его развития, предъявляют более высокие требования к обществу, в частности к детям, к его знаниям, способностям и здоровью. Забота о здоровье детей с каждым годом все больше занимает приоритетные позиции. Усилия работников узких специальностей (музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре) как никогда направлены на оздоровление дошкольников, среди детей культивируется понятие здорового образа жизни. Модернизация российского образования в данном направлении определила актуальность нашего проекта. Ритмопластика – это вид физической активности, в основе которого лежит музыка. Так же можно сказать, что ритмопластика – это один из видов спорта, который помогает развитию внутреннего потенциала дошкольника, расширению двигательной активности и обогащает эмоциональную сферу ребенка. Занятия ритмопластикой способствуют формированию правильной осанки, развивают подвижность суставов, дети становятся более выносливыми к физическим нагрузкам, улучшается координация и ориентация в пространстве, формируются коммуникативные и физические навыки, дети приобретают навыки творческого осмысления музыка. Сделав такие выводы, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре решили создать проект по применению ритмопластики, который отвечает нынешним педагогическим требованиям и является актуальным для ДОУ.

Цель проекта – формирование и обогащение двигательной и эмоциональной сферы дошкольника посредством ритмопластики. Для достижения данной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Развитие музыкальных способностей детей: умение слушать и эмоционально откликаться на музыкальные произведения, выделять музыкальный образ произведения.
  2. Развивать у дошкольников потребность в творческом самовыражении посредством своего тела.
  3. Укреплять здоровье детей, формировать потребность в здоровом образе жизни, поиск новых форм здоровьесбережения.

Занятия ритмопластикой проводятся с детьми с 3-х лет, главной задачей в этом возрасте развивать гибкость, пластичность, обогащать двигательный опыт детей, побуждение к творческому самовыражению.

материалы в печатный сборник 

За основу проекта мы взяли программу «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. Новизна проекта заключается в интеграции всех образовательных областей, которая осуществляется в комплексе с коррекционно-развивающем воспитанием. Данный подход способствует приобретению навыков развития динамического слуха, способности различать характер музыкального произведения, обеспечивает согласование средств музыкальной выразительности и передача их в движении, развитие координации, умения ориентироваться в пространстве. Хочется отметить, что при систематическом проведении занятия физическое и психологическое состояние детей улучшается. Хочется отметить изменения в психических процессах детей. Психологом нашего детского сада было установлено, что у старших дошкольников улучшилась память, отметилась более активная способность к обучению, совершенствуется координация движений.

За основу проведения занятий берутся достаточно простые упражнения. Разделяют два вида упражнений: упражнения ритмического характера и танцевальные упражнения.

В упражнениях ритмического характера детям предлагаются творческие задания с передачей образа животных, выполнение упражнения с атрибутикой (ленты, мячи, обручи и т.д.), упражнения в сопровождении стихов. В ритмические упражнения активно включаются: разминка стоп, растяжка тела, развитие гибкости (мостик, березка, лодочка, кошечка).

Танцевальные упражнения включают в себя выполнение приставного и хороводного шагов, выставление ног на пятку и носок, выбрасывание ног вперед, различных прыжков, хлопков, притопов.

Занятия по ритмопластике проводятся в игровой форме, без принуждения, поощряется личная инициатива каждого ребенка.

Подборку музыкального материала осуществляем с учетом возраста и задач, которые ставим. В основном это варианты классической зарубежной и русской музыки: «Щелкунчик», «Времена года» (Чайковский П.). «Маленькая ночная серенада» (Моцарт В.). «Картинки с выставки» (Мусоргский М.). «Вальс» (Брамс И.). «Времена года» (Вивальди А.). Музыка, которая поспособствует релаксации дошколят: «Аве Мария» (Шуберт Ф.). «Лунный свет» (Дебюсси К.). «Сентиментальный вальс» (Чайковский П. И.). «Лунная соната» (Бетховен Л.).

Большая часть родителей заинтересовалась данным видом работы. Для родителей были проведены мастер классы и консультации. Родители с удовольствием включились в выполнение заданий с использованием коротких стихотворений и классической музыки.

Отзывы о данном проекте в основном положительные. Хочется отметить, что занятия по ритмопластике способствуют усовершенствованию двигательных функций ребенка, улучшает здоровье в целом, развивает коммуникацию в детском коллективе

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь