Ермакова Наталья Анатольевна
музыкальный руководитель,
МБДОУ ДС №25 «Троицкий»
г. Старый Оскол
Материал – УЧАСТНИК Межрегиональной научно-практической конференции «Формирование опыта в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Музыкальную деятельность в дошкольном учреждении можно охарактеризовать как систему взаимодействия детей и педагогов посредством музыки, движения, слова, эмоций, экспериментирования в исполнительской деятельности. Музыка несёт в себе яркий эмоциональный посыл, новые впечатления, переживания, мысли. Задачей педагога является не только овладение детьми специальными навыками в данной деятельности, но и развитие их основных двигательных навыков, координации движений, ориентации в пространстве, умения владеть мышечным аппаратом тела, соподчинять движения определённым правилам.
Развитие двигательной активности происходит в разных видах музыкальной деятельности – музыкально-ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах, творческих импровизациях, иногда – при слушании музыки для выделения частей произведения, акцентов, динамики, т.е. средств музыкальной выразительности.
С раннем детстве малышей привлекают к действиям ярким музыкальным репертуаром, выразительно-эмоциональным пением, игрушками, атрибутами, персонажами. Репертуар для подпевания и слушания сопровождается действиями, развивающими моторику – хлопками, притопами, шлепками. Так, например, повторное слушание русской народной песни «Зайчик» в обработке Г. Лобачёва на слова Т. Бабаджан дети частично самостоятельно сопровождают прыжками на вступление и показом движений руками «маленький», «ушки», «ножки», грозят пальчиком. Настоящий кладезь для специалиста, развивающего малышей – песня «Разминка» на музыку и слова Е. Макшанцевой. Яркое исполнение песни педагогом и изменение регистров произведения ведущей партии провоцирует на обострение звуковысотного слуха и позыв к движениям рук и пальчиков совместно с воспитателем: хлопки, фонарики, кулачки-молоточки, барабаны, шевеление пальчиками, попеременное похлопывание по ножкам с ускорением и замедлением. Образные движения музыкально-ритмической деятельности, упражнений, музыкальных игр – «поезд», «солдаты» (марша), «зайчики», «птички», «мишки», «петушки», бег, выставление ноги на пятку, носочек, пружинки, кружение, топотушки способствуют развитию элементарных танцевально-двигательных навыков и формированию чувства темпа. Присутствие персонажа «Собачка» (игра «Птички и собачка»), «Лисичка» (игра «Зайчики» и «Лисичка»), «Кукла» (игра с куклой), исполняющегося воспитателем, и убегание от него даёт толчок к быстрому бегу и доставляет положительные эмоции.
Фактором, активизирующим внимание детей любого возраста, является использование атрибутов: флажков, листочков, грибочков, шишек, клавесов, султанчиков, платочков, цветов, игрушек, мячей и др. Эстетичные предметы являются стимулом к развитию двигательных навыков всех детей, в том числе и малоподвижных, стеснительных. Выполнение движений с ними развивает мелкую и крупную моторику, координацию, осанку, регулирует напряжение кистей рук, ног, внимание, мышечную память. Умение владеть предметом в коллективной деятельности усложняет организацию каждого участника коллектива. Необходимость соблюдать правила безопасной жизнедеятельности себя и сверстников активизирует внимание, развивает ориентацию в пространстве, подчиняет темпоритм движений характеру и частям музыки.
Особый интерес для развития подвижности детей представляет народное игровое творчество, русские народные игры. Такие игры, как говорил русский дореволюционный исследователь и собиратель детских подвижных игр, исследователь их особого педагогического значения. Егор Арсеньевич Покровский, «…через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, …оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют…». Культура своего народа, передаваемая из века в век, не только передаёт вековые ценности, традиции, но и учит ловкости быстроте, смекалке, воспитывает навыки дружелюбия, взаимовыручки, помощи, коллективизма. На музыкальных занятиях, развлечениях и праздниках используются игры с оптимальной подвижностью, такие русские народные игры, как «Золотые ворота», «Горелки», «Карусель», «Шла утица», «Кривой петух», «Бай, качи, качи», «Шёл козёл по лесу», «Заря-заряница», «Ручеёк», «Займи место» и другие. В таких играх часто звучат слова «беги, лови, стой и другие». Первая часть игры сопровождается закличкой, считалкой для выбора ведущего, основного текста. На этом этапе происходит развитие артикуляционной подвижности, скорости речи, ритмичности шага и слова, умения двигаться в заданной фигуре и направлении. Во второй части ведущий и выбранный игрок соревнуются в скорости, активизируются, двигаются быстро для достижения первенства. Наградой становится атрибут игры (платочек, звоночек, ленту, шапку и др.) и роль ведущего.
Танцы, разучиваемые на музыкальных занятиях, движения, разнообразные шаги (поскоки, бег, бег с захлёстом, выброс ног вперёд, прыжки, галоп) имеют повышенную двигательную нагрузку и способны гармонично воздействовать на развитие двигательной сферы детей.
Таким образом, разные виды музыкальной деятельности пополняют опыт двигательной активности детей, начиная с раннего возраста. Использование игр и танцев повышенной активности развивают у воспитанников скорость реакции, координацию движений, ориентацию в пространстве, способствуют укреплению мышц корпуса, осанки.
Музыкальная деятельность является одним из средств развития двигательной активности детей в ДОО.