РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мальцева Юлия Васильевна
Рамазанова Сефият Сиражутдиновна
воспитатели
МБДОУ ДС №24 «Берёзка»
Старооскольского городского округа

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

В последние годы, увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. Правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни.

Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актёр театра должен уметь чётко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). Дети учатся владеть своим голосом, мимикой, жестами, а главное – чёткой артикуляцией.

Большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, созданная с учётом требований ФГОС ДО. Она содержательно насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.

Для обогащения предметно-развивающей среды в нашей группе были изготовлены и собраны персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.

Разработаны конспекты Образовательной деятельности по театрализованной деятельности;

Рекламное сообщение     

Созданы картотеки игр и упражнений «Скороговорки, Чистоговорки», «Загадки», «Пальчиковые игры», «Фольклорные произведения», «Физкультминутки».

Театрализованные игры, используемые в работе: игры-драматизации (игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки);

Режиссёрские игры, в которых используется: настольный театр (конусный театр, театр на прищепках, театр резиновой игрушки); театр на фланелеграфе; театр кукол Би-ба-бо; теневой и пальчиковый театр.

Инсценировки русских народных сказок, показанных детям младшей группы: Сказка «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Новогодние развлечения, настольный театр помогает учить детей, координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждать выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Пальчиковый театр стимулирует кончики пальцев, а движение кистями рук, игра с пальцами ускоряет процесс речевого и умственного развития.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев руки. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

Театр картинок на фланелеграфе способствует внесению разнообразия игры в группе, делает её более интересной. Такие игры развивают творческие способности детей и содействуют их эстетическому воспитанию.

Для организации театрализованной деятельности в группе имеется ширма. Наш театральный уголок пополнился атрибутами к сказкам, элементами костюмов к театральным постановкам. Особой популярностью в нашей группе пользуется настольный театр игрушек, подобранный к определенным сказкам «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя» и др. Детям хорошо знакомы некоторые сказки, и сформировано умение слушать. Ребёнок получает роль одного из её героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, учатся его понимать. Через театрализованные игры мы развиваем у детей речевые умения и навыки, обеспечиваем эмоциональное благополучие. У детей значительно активизируется словарный запас в повседневной жизни, речь становится более яркой, эмоциональной.

В результате возникающего интереса к таким видам деятельности, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, чёткой, повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка.

Таким образом, развитие речи детей осуществляется посредством театрально-игровой деятельности, и ведёт к единой цели – ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и создания готовности к овладению школьными навыками и умениями.

 

Список литературы:

  1. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.Д. Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
  2. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В. Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2009 г.
  3. Развитие речи детей 5-6 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. О.С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2010 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь