Красикова Ольга Ивановна
музыкальный руководитель
Воробьева Евгения Ивановна
музыкальный руководитель
Шинягина Юлия Сергеевна
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 53 г. Белгород
Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»
2 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Познавательно-речевое развитие»
название – Реализация регионального компонента в ДОУ в совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда
Патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Патриотизм формируется под влиянием окружающей среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении. Задача нас, взрослых, – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Значительная роль в воспитании патриотизма ложится не только на семью, но и на дошкольные учреждения.
Патриотическим воспитанием в нашем детском саду занимаются все педагоги, в том числе музыкальные руководители и учитель-логопед. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагогов и их взаимодействие.
В нашем дошкольном учреждении в настоящее время имеется большой контингент детей с нарушениями речи, у которых отмечается несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Поэтому взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя – это одновременное решение нескольких задач:
Первая из них – это коррекционно-развивающая. Для этого на музыкальных занятиях педагоги используют логоритмические упражнения, пальчиковую и дыхательную гимнастики, игры на формирование фонематического восприятия и т.д.
И вторая задача – это воспитание у детей патриотических качеств личности. Так беседуя с детьми о родном городе Белгороде, педагоги обращают внимание на его достопримечательности, значимые для его жителей места, архитектуру, красивые клумбы, парки и т.д.
Существует много различных приемов и средств для коррекции речи, но особое место в нашей работе занимают такие формы как: стихи, чистоговорки.
Готовясь к празднику «День города» музыкальные руководители искали песню о Белгороде, доступную для исполнения детьми с ТНР. Но такой песни не оказалось. И тогда они решили сочинить свои слова на песню «самого детского» композитора Аркадия Филиппенко «Как на зорьке». Получилась замечательная песня:
- Есть на свете город славный, где мы все живем
И с друзьями звонко, дружно мы о нем поем.
Припев:
Кто у нас не бывал, белый город не видал,
Всех мы рады пригласить, в Белгороде погостить.
- Вырастает, расцветает город с каждым днем.
Мы, ребята-дошколята, вместе с ним растем.
Припев:
Детям так полюбилась эта песня, что им хотелось ее петь не только на празднике, но в повседневной жизни. Ведь это уже говорит о зарождающемся патриотизме и любви к родному городу. Так и зародилась идея о создании совместной презентации с чистоговорками и логоритмическими стихотворениями о Белгороде.
Сначала мы подобрали красивые фотографии с достопримечательностями, расположенными рядом с детским садом (в пешей доступности), а потом с теми, которые расположены в центре города и на окраинах, чтобы наша виртуальная экскурсия проходила и пешком, и на транспорте. Далее мы стали сочинять логоритмические стихотворения и чистоговорки, в которых дети с речевыми нарушениями могли бы автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
Использование чистоговорок и логоритмиречких стихов в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов закрепления поставленных звуков в речи, ведь них удачно соединяется слоговая структура с рифмованной строкой. Звук в чистоговорках быстрее автоматизируется, прочнее входит в речь ребенка, а в дальнейшем легче используется в речевой практике. Текст скороговорок насыщен изучаемыми звуками, они короткие, а значит доступны детям дошкольного возраста, в том числе и с нарушениями речи.
В результате у нас получилась красочная презентация «Экскурсия по родному городу». Оригинальные тексты стихов вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения. Ребенок видит знакомые места, где он бывает с родителями, бабушками, дедушками и с удовольствием повторяет стихотворения.
Предлагаем Вам воспользоваться нашей презентацией, если вы тоже живете в Белгороде, или сделать свою, о своем городе, поселке и т.д.