ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ РОССИИ  КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
1128

Кислицына Юлия Юрьевна
инструктор по физической культуре
Толмачева Алевтина Евгеньевна
заместитель заведующего по воспитательной, методической работе
МКДОУ детский сад «Колосок»
с. Пасегово Киров-Чепецкого района, Кировской области

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

4 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Физическое развитие»

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ РОССИИ  КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (представление опыта работы)

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.

Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер.

Все свои жизненные впечатления и переживания дошкольники отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает дошкольника, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

материалы в печатный сборник 

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы дошкольника, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.

В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами заманчивыми и любимыми дошкольниками считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.

Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности, духовного развития.

В нашем детском саду осенью в рамках ежегодного конкурса педагогического мастерства среди воспитателей в год Культурного наследия народов России был проведён смотр-конкурс подвижных игр «Игры народов России». Фестиваль проводился в целях активизации творческого потенциала воспитателей и создания условий для совместной и самостоятельной деятельности детей в пространстве игры.

Основной задачей фестиваля был поиск педагогических идей по обогащению детской подвижной игры как одного из эффективных и доступных средств в укреплении здоровья дошкольников, а также конкурс был направлен на решение задач нравственного направления, таких как:

  1. Формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны.
  2. Донесение национального колорита обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
  3. Формирование толерантности.
  4. Охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников.
  5. Обеспечение эмоционального благополучия.
  6. Формирование этических норм поведения.
  7. Воспитание уважительного отношения друг к другу.

Каждая группа выбирала игру одного из народов, населяющих нашу необъятную Родину. Средние группы представляли русские народные игры, старшие – игры народов России, подготовительные – игры народов, проживающих на территории Кировской области. Конкурсные работы оценивало жюри, в состав которого вошли представители администрации детского сада, музыкальные руководители, воспитатели — стажисты. Оценивали по следующим критериям:

  1. Возможность решения с помощью игры образовательных, воспитательных и развивающих задач;
  2. Соответствие задач возрасту детей;
  3. Доступные для понимания детьми правила игры;
  4. Использование в игре атрибутов, элементов костюмов, реквизита;
  5. Наличие усложнений и вариаций подвижной игры.

Все работы, представленные на конкурс, получились интересными, зрелищными. Дети с удовольствием играли в новые игры, познакомились с традициями и культурой разных народов, некоторые выучили слова приветствий на других языках, воспитатели пополнили свои педагогические копилки новыми подвижными играми.

Предлагаем вашему вниманию небольшие отрывки из некоторых конкурсных работ.

 

 

 

Скачать (PDF, 2.38MB)

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь