Мальцева Юлия Васильевна
Рамазанова Сефият Сиражутдиновна
воспитатели
МБДОУ ДС № 24 «Берёзка»
Старооскольский городской округ
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»
Секция 2. Экологическое воспитание в дидактических играх
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Экологическое воспитание – одно из основных аспектов нравственного воспитания. Природа привлекает детей, постоянно соприкасаясь с ней, она вызывает у них любознательность и интерес.
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. С помощью дидактической игры дети накапливают чувственный опыт и творчески осваивают приобретённые знания, уточняют, закрепляют и расширяют свои представления о явлениях природы, растениях, животных. В игровой деятельности дошкольник учиться подчиняться собственным правилам игры, познаёт правила общения с людьми, развивает интеллектуальные возможности и познавательные интересы.
Дидактические игры можно использовать, начиная с младшей возрастной группы. Цель игры природоведческой тематики для детей младшего возраста таковы: вызвать интерес к природе, её разнообразию, стимулировать желание больше узнавать о явлениях и объектах мира природы, формировать первичные навыки бережного и заботливого отношения к растениям, животным.
«Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.
Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, обогащает и развивает личность, поэтому она широко используется педагогами в практике. Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения.
Дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- Предметные игры – это игры с природным материалом. Семена растений, листья, цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и мн. др. – всё это используется в качестве природного материала для организации и проведения дидактических игр данного вида. В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек» и т. д.
- Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитию памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся: лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д.
- Словесные игры — это игры, которые построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи, описывать предмет, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам и признакам. К ним относятся: «От какого дерева листок?», «Четвёртый лишний», «Найди животных, птиц, насекомых», «Кто где живёт?», «Что где растёт», «Съедобное – несъедобное», и т. д. Такие игры способствуют расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.
Опыты и экспериментальная деятельность в детском саду занимают особое место в ряду игровых методических приёмов: игры с природным материалом не только помогают детям уяснить его свойства, но и прийти к выводу о необходимости поведения в природе и в повседневной жизни.
При создании игровых ситуаций опираемся на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях. (Красная Шапочка идёт через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах).
Применение игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.
Отсюда можно сделать вывод: что дидактические игры расширяют представления детей о взаимодействии и взаимосвязи деятельности людей в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Список литературы
- Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 2016 – № 6 – с. 56-67
- Каменева Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: [Текст] Учебное пособие для педучилищ / Л.А. Каменева – М.: Просвещение,1992. с.240
- Максимова М.В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников [Электронный ресурс] /Е.В. Максимова Режим доступа: https:/moiuch.ru//archive/.