РЕАЛИЗАЦИЯ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВЫХОДИ ИГРАТЬ ВО ДВОР»

0
1774

Дергун Татьяна Викторовна
Иштрякова Линара Якубовна
Шипилова Светлана Петровна
воспитатели
МАДОУ детский сад № 69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

секцияРеализация регионального компонента через образовательную область «Физическое развитие»”

название  – ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВЫХОДИ ИГРАТЬ ВО ДВОР» (под редакцией Л.Н. Волошина)

Игра всегда являлась самым привлекательным для детей видом деятельности. В детском саду используются различные виды игр, но хочется остановиться на подвижных играх, так как в наше время дети мало двигаются в течение дня, что неблагоприятно сказывается на их здоровье. В выходные дети мало играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм, но для полноценного роста и развития, ребенку необходимо много двигаться. Подвижная игра является хорошим средством социализации детей в коллективе. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым, происходит гармоничное развитие личности.

В зимний период предоставляются прекрасные возможности для организации разнообразных форм двигательной деятельности с дошкольниками на свежем воздухе, которые невозможно использовать в другое время года: можно играть в снежки, лепить снеговиков, съезжать с горки на санках, кататься на лыжах, коньках, играть в хоккей. А это не только весело, но и полезно [2].

Наш детский сад реализует парциальную программу по физическому развитию «Выходи играть во двор» в рамках проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»).

материалы в печатный сборник 

Программа «Выходи играть во двор» – это парциальная программа, соответствующая задачам ФГОС ДО (образовательная область «Физическое развитие»). Педагоги дошкольных образовательных учреждений могут её использовать при проектировании второй части основной образовательной программы, которая создается по инициативе участников образовательного процесса.

Цель программы: обеспечение равных возможностей для полноценного физического развития ребенка в период дошкольного детства с учетом интересов, потребностей детей и их родителей, специфики национальных и социокультурных условий, спортивных традиций региона.

Задачи программы:

  • формирование устойчивого интереса к подвижным народным играм, играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
  • обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями;
  • закрепление техники выполнения основных движений, элементов спортивных игр;
  • содействие развитию двигательных способностей детей: ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости;
  • воспитание положительных нравственно-волевых качеств;
  • формирование культуры здоровья.

Заявленные цели и задачи программы конкретизируются с учетом возраста детей, тематики и содержания программы, сезона и представлены в каждом конспекте. В основу программы заложены гуманистические идеи современного образования, личностно-ориентированный подход. Её содержание направлено на развитие личности ребенка, позитивную социализацию индивидуализацию, становление ценностей здорового образа жизни. Программа построена на принципе регионализации образования. Её содержание разработано с учетом климатогеографических условий, культурных и спортивных традиций региона. Программа создает условия учета этнических особенностей, как одного из факторов духовного и физического развития ребенка. Таким образом, достигается интеграция содержания обязательной части образовательной программы и части, формируемой по выбору дошкольной образовательной организации. Это обеспечивает целостность комплексность образовательного процесса.[4]

Образовательный процесс в ДОО по апробации программы «Выходи играть во двор» (модуль № 2 «Зимние забавы») построен с учетом индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья и проектировался на основе постепенно усложняющихся двигательных задач в обучении спортивным играм и деятельностном подходе.

Программа реализуется в разнообразных формах организации двигательной деятельности детей и взрослых на открытом воздухе. Педагоги ДОО реализуют модуль «Зимние забавы» по трем темам:

  • Тема № 1 «Мы хоккеисты»
  • Тема № 2 «Для зимы привычны санки»
  • Тема № 3 «Зима пришла, вставай на лыжи»

Педагоги ДОО включают в содержание регионального компонента основной образовательной программы зимние подвижные игры и игровые упражнения, не только соответствующие принципам развивающего обучения, но и отражающие национальные традиции. В зависимости от погодных условий и интересов детей педагоги используют их при планировании и реализации образовательной деятельности и активного отдыха (образовательная область «Физическое развитие»).

Физкультурно-оздоровительная деятельность в соответствии с содержанием программы реализуется в режиме дня в различных формах:

  • Третье физкультурное занятие, которое проводится на открытом воздухе.
  • Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя разминка, физкультминутки, динамические часы (часы подвижных игр на прогулках).
  • Активный отдых (спортивные праздники, развлечения, досуги, участие родителей в праздниках, развлечениях).
  • Самостоятельная двигательная деятельность в течение дня [5].

Формы проведения занятий различные: обучающие, занятия в форме подвижных игр и игровых упражнений, сюжетные тематические, обобщающие, занятие – соревнование, контрольные, занятия – зачеты. Схема построения игровых физкультурных занятий традиционна. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части занятия используются специальные приемы на развитие интереса и познавательной мотивации.

Создание игровой мотивации способствует увлеченному выполнению детьми физических упражнений. Мотивация придает смысл двигательной деятельности. Интерес детей вызывает воображаемая ситуация, представленная в образной, яркой форме, связанная с необычными условиями [4]. Организация игровой деятельности представляет собой комплекс различных двигательных действий. В данном случае это двигательные действия с использованием санок, лыж, клюшек, помогающие обогащать двигательный опыт детей, развивать их способности, укреплять здоровье. Вместе с тем для подвижных игр характерна высокая интеллектуальная динамичность, связанная с решением внезапно возникающих задач. Она является важнейшим фактором развития координации движений, познавательных и двигательных способностей.

Использование игровых технологий способствует развитию двигательных способностей дошкольников, удовлетворению потребности самостоятельного выбора действия и партнеров, а также стимулирует инициативность и активность ребенка. А отсутствие жесткой регламентации действий и вариативность в программе создают условия для развития самостоятельности и, творчества дошкольника [3].

Список литературы:

1.Волошина Л.В., Кудаланова Л.П. Игровые технологии формирования компетентности дошкольников в области укрепления здоровья: учебно- методическое пособие / Л.Н. Волошина, Л.П. Кудаланова. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014.

  1. Волошина Л.Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: автореферат дисс. на соискание степени канд. пед. наук. [Текст] / Л.Н. Волошина Л.Н. – Екатеринбург. – 2001.
  2. Волошина Л. Н., Золотых И. Н., Корнева Л. В., Куринских И. В., «Зимние игры и забавы». Издательский центр «Вентана-Граф», 2016
  3. Волошина Л.В., Гавришова Е.В. и др. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников/ Волгоград: Учитель, 2013.
  4. Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие / Л.Н. Волошина и др. – Воронеж: Издат-Черноземье – 2017.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь