РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

0
64

 

 

Черникова Юлия Александровна

Ильченко Валентина Дмитриевна

воспитатели

МАДОУ ДС № 11 «Звёздочка»

Старооскольского городского округа

 

Рекламное сообщение

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий его дальнейшие перспективы.  Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития ребёнка в раннем возрасте.

Современный ребенок живет в более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить их обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Эти объективные факторы указывают на то, что проблема интеллектуального развития в настоящее время актуальна и важна.

Что же такое интеллект? Это не просто способность мышления, а эффективный навык мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач. Интеллект — не ученость, которая пылится на дальней полке сознания, а живая, практическая работа ума.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие интеллекта: внешние (окружающая среда), внутренние (врожденная нервно-психическая организация ребенка).

Таким образом, огромную роль в познавательном развитии дошкольников играет грамотно организованная среда. В нашем детском саду она содержательно- насыщена, полифункциональна, доступна, мобильна, дает возможность детям проявить инициативу, любознательность и самостоятельность.

В дошкольном учреждении педагогами совместно с детьми и родителями были созданы мини-музеи, тематика и экспозиции, в которых периодически меняются («Музей игрушек», «Музей посуды», «Музей транспорта»). Дети участвуют в поисково-исследовательских проектах: «История появления первой куклы», «Посуда наших предков». Старшие дошкольники составляют и проводят экскурсии по мини-музеям для младших групп, тем самым расширяя свой кругозор.

Передвигаясь по коридорам нашего дошкольного учреждения, дети изучают много нового и интересного. В одной части детского сада дошкольники узнают необычные факты о родном городе, причем информация постоянно меняется, что способствует поддержанию постоянного интереса.  В другой части детского сада дети становятся космонавтами, изучают планеты, развивают творческое воображение, играют в «космические» игры.

Самая интересная часть детского сада – это «Страна шахмат». Шахматы – это не только игра, доставляющая дошкольникам много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития.

Идея использования игры в формировании развития интеллекта научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.

У играющего в шахматы ребенка формируются навыки планирования действий.  Он учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

Даже в коридорах нашего сада дети могут изучить шахматные фигуры, вечером вместе с родителями не спешить домой, а сыграть партию, расположившись в уютном уголке. На настенных шахматных полях схематично изображаем разновидности фигур и их ходы. Изначально это делали педагоги, умеющие играть в шахматы, а сейчас и дети еженедельно меняют ходы, постепенно усложняя комбинации. Аналогично, как и в мини-музеи, в «Страну шахмат» организованы экскурсии. Старшие дошкольники рассказывают гостям детского сада об истории возникновения игры, известных шахматистах, загадывают загадки и читают стихи о шахматных фигурах.

Помимо шахмат, в коридорах ДОУ можно встретить и необычные игры, не очень известные, но не менее интересные. Например, китайские шашки. Дети с удовольствием изучают правила, а впоследствии даже учат родителей.

В группах также оборудованы центры, влияющие на развитие умственных способностей ребенка. Во-первых, многофункциональные доски, которые используют не только во время занятий, но в игровой деятельности. Педагоги помещают на них занимательные головоломки и ребусы, которые постоянно обновляются.

Дошкольникам очень нравится многофункциональная игра «Волшебные резиночки», целью которой является развитие у детей межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, цветовосприятия, глазомера, воображения, навыков силуэтного конструирования.

Также в группе имеется многофункциональная карта мира, дети с помощью неё изучают материки, народности, флору и фауну, а также играют в дидактические игры, тем самым, расширяя свой кругозор.

Переносные ширмы для сюжетно-ролевых игр тоже играют большую роль в развитии интеллектуальных способностей детей. Развивая и обогащая игровой сюжет, дошкольники изучают дополнительный материал. Например, играя в банк, дети не только узнают о валютах мира, но и пытаются переводить их по курсу. А пассажиры, вызывающие Яндекс-такси, учатся правильно набирать номер по телефону. Посетители кофейной лавки придумывают новые десерты, что способствует развитию творческого мышления.

Таким образом, развивающая среда имеет первостепенное значение в интеллектуальном развитии детей, она мотивирует детей к получению новых знаний, стимулирует воображение и самостоятельность.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь