Голубева Светлана Владимировна
учитель логопед
МАДОУ «Центр Развития Ребенка – детский сад №54 «Малыш»
Кемеровская область
г. Осинники
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ С ТНР
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей. Наиболее сложными из них является общее недоразвитие речи, осложненное стертой формой дизартрии. У таких детей присутствуют не только нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, но и мелодико-интонационные расстройства, обусловленные парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности, в результате у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр, выразительность
Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Основные направления в работе учителя-логопеда при подготовке детей к театрализованной деятельности:
- Развитие моторики артикуляционного аппарата;
- Формирование навыков речевого дыхания /правильного диафрагмального типа дыхания/
- Развитие просодической стороны речи /интонационной выразительности
- силы голоса
- тембра голоса
- высоты голоса
- Развитие мелкой моторики пальцев рук;
- Развитие мимических мышц лица /эмоций/;
- Развитие общих движений ног, рук, туловища;
- Развитие звуковой стороны речи, монологической и диалогической речи.
Разработан целый комплекс артикуляционной гимнастики, который проводится в нетрадиционной форме с применением точечного самомассажа и элементами биоэнергопластики, когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. С помощью этих упражнений биоэнергия равномерно распределяется в организме ребенка. В результате развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата.
Упражнение «Цветок»
(Текст произносит взрослый. Движения или статическая поза рук губ и языка)
Вырос высокий цветок на поляне. Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы. Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе — врозь (несколько раз). Рот широко открыть — закрыть (в соответствии с движениями пальцев)
Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки
Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести. Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку.
Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменчивость в речевом процессе. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно-выразительной стороны речи.
Упражнения на интонационную выразительность речи:
Упражнение «Гудок» усиление и ослабление звука –М- /гудок приближается, удаляется/
Упражнение «Посчитай» сидя или стоя считать до 5/10/, с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого) и наоборот.
Развитие диапазона высоты голоса
Упражнение «Самолет»
/самолет идет на взлет/
Произнося низким голосом, руки опущены:» У_____».
Самолет летит, в нем мотор гудит.
Высоким голосом, руки в стороны: «У_____».
Самолет садится.
Низким голосом, руки опущены: «У_____».
Упражнение «Зима»
Цель: развивать интонационную выразительность речи.
Произнести двустишие с интонацией, выражающей разные эмоции (радостно, удивленно, грустно, равнодушно, таинственно, сердито, восхищенно)
Ах ты, зимушка-зима,
Все дороги замела.
Упражнения на восприятие ритма, ритмические упражнения.
«Прослушай и повтори»
Огромное значение оказывает развитие общей и мелкой моторики, как на звукопроизношение, так и на общее эмоциональное развитие ребенка. Важно научить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки или персонажа.
Эмоциональное развитие детей
Важным моментом является развитие эмоциональной сферы: мимики, чувств.
Дети с огромным удовольствием представляли себя сказочными героями. На занятиях применялись игры: “Угадай кто веселее”, “Озорные обезьянки”, “Облака”. Применялись задания, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний. Так, например, в работе были использованы следующие игры: “Кубик эмоций”, “Лото настроений”, “Коврик настроения”, “Рисуем настроение”.
Благодаря данным приемам дети активнее демонстрируют эмоциональные состояния в лицевой экспрессии, научились различать свои чувства и чувства других людей с опорой на схематические изображения.
Игра «Кубик эмоций»
Ребёнок располагает кубик таким образом, чтобы видеть отражение своего лица в зеркальце в одной из граней, и с помощью мимики передаёт различное настроение животных (например: грустный цыпленок, веселая бабочка, печальная улитка, таинственная рыбка, удивленный утенок, сердитый котенок, восхищенный цыпленок, испуганная рыбка, виноватая бабочка).
Развивая речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, формируя творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы, помогая пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, мы тем самым помогаем ребенку стать эмоциональным, творческим, артистичным, всесторонне развитым – талантливым малышом!
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ