Доклад к педагогическому совету
“Развитие зрительно-моторной координации
у дошкольников с нарушением зрения”
подготовила: Насонова М.В.
Работа над развитием зрительно-моторной координации — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество — игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью особенно для детей с ОВЗ.
В исследованиях Земцовой М.И. подчеркивается, что для детей с нарушением зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и ослабленность различных групп мышц.
Вся система медико-педагогической коррекции в дошкольных учреждениях для детей с амблиопией и косоглазием направлены на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности.Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, возникает необходимость проведения с детьми углубленной работы в этом направлении.
Поэтому следует поставить следующие цели и задачи:
- формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- память, речь детей;
Изучая работы по развитию мелкой моторики разных авторов, Плаксиной Л.И., Свиридюк Т.П., Ивановой Н.Н., отметила, что некоторые из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных), другие – теневому театру (А.В. Мельникова), третьи лепке, конструированию, (3.И. Богатеева).
Можно использовать весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, чтобы обеспечить возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность. Можно подобрать ряд игр по развитию мелкой моторики:
Игры с пальчиками.
- Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
- Пальчиковые игры со скороговорками.
- Пальчиковые игры со стихами.
- Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
- Ручной труд и работа с бумагой
- Рисование различными способами: кистью, пальцем, свечей
- Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:
- в форме занятий
- в совместной деятельности педагога с детьми
- в свободной самостоятельной деятельности самих детей
Методы развития мелкой моторики рук дошкольников.
В младшем возрасте:
Перебираем крупы для развития мелкой моторики
Нужно несколько глубоких посудин и насыпать в них разных круп: “пшено, рис и овёс”. Ребенок, опуская по очереди в каждую посудину руку, перебирает, перемешивает, пересыпает и т.д.
Можно дать дошкольнику разные ёмкости “стаканчики, ведёрки или формочки для песка” и дать ему пересыпать с одной ёмкости в другую. Также можно давать переливать воду во время купания в ванной.
Шнуровки
Шнуровки развивают внимание, глазомер, а также укрепляют пальцы всей длины рук. Это занятие имеет большое значение при подготовке к письму. Особенно такая тренировка полезна дошкольникам с нарушением зрения.
Застёжки
Хорошо иметь специальный “тренажёр”. Для этого нужно к куску плотной ткани пришить всевозможные застёжки: бантики, шнурки, пуговицы, липучки, пряжки, крючки, молнии и т.д. А потом показать малышу, как ими пользоваться.
Нанизывание
Детям 3-4 лет можно дать очень интересное занятие: нанизывание бусинок, пуговичек и т.д. Малыши любят сделать красивые бусы для мамы, браслет для бабушки. Такие занятия помогут развить глазомер и усидчивость, а также мелкую моторику.
Такие способы развития мелкой моторики рук помогут и в обучении дошкольников и в общем развитии ребенка.
Большое значение для “постановки руки” имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.
Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
- научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,
- научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх,
- проводить линии в различных направлениях,
- проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии,
- воспитать умение сосредотачиваться.
Ребенок карандашом или указкой проводит линии в указанном направлении, ищет выход из лабиринтов, обводит рисунки точно по линиям, не отрывая руку от бумаги. “Дорожки”, “Дождик”, “Парашютисты”, “Клубочки” (размотай и замотай), “Нарисуй фигуры” – вокруг маленькой, постепенно увеличивающиеся и наоборот.
В подготовительной группе проводятся занятия по развитию графических навыков:
- закрепить навыки ориентировки на листе бумаги,
- развивать глазомер, умение “видеть” строку, соблюдать заданный интервал между палочками и фигурами, между линиями штриховки,
- одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи, правильно изображать те или иные фигуры, удерживать их в памяти (например, написать три большие палочки и две маленькие).
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, и он будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.
Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая – другое, примеры – вариант игры «Колечки», «Чет-нечет»). В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции.
Разные виды деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей с ОВЗ к обучению, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.