Развитие у детей старшего дошкольного возраста математических способностей посредством моделирования

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Источником познания дошкольников является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий: рассматривание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного – влияющих на восприятие мышления. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к математическому развитию старших дошкольников.

Сложившаяся система образования в дошкольном возрасте, ориентирована в основном на развитие у детей предметных способов действий, узких навыков, связанных со счетом и простейшими вычислениями, что недостаточно обеспечивает подготовку детей к усвоению абстрактных математических понятий в школе. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а, те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение счетным операциям не обеспечивает несовершеннолетним обучающимся их всестороннего развития.

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка. В этом случае метод моделирования открывает ряд дополнительных возможностей в развитии математических представлений старших дошкольников. Вместе с тем, при развитии математических способностей у детей дошкольного возраста посредствам моделирования, возникают противоречия:

1. На научно-методическом уровне: между использованием метода моделирования в математическом образовании старших дошкольников и недостаточного умения педагогов ориентироваться в необходимой литературе.
2. На социально-педагогическом уровне: между социальной значимостью развития математических представлений и в неумении дошкольников планировать свои действия.
3. На научно-теоретическом уровне: между необходимостью использования метода моделирования в математическом развитии старших дошкольников и недостаточной разработанностью теоретических основ данного процесса.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, которая содействовала совершенствованию качества математического развития детей старшего дошкольного возраста. Моделирование призвано обеспечить готовность несовершеннолетних обучающихся к поиску новых решений проблем; нацелено на создание новых условий для развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что моделирование помогает применять ранее полученных знания в решении практических задач, закреплять математические знания, полученных детьми ранее, что в целом способствует качественному математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Модельные ситуации и сюжеты-модели, использованные на непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, способствовали знакомству со смыслом арифметических действий; обучению описанию этих действий; о количественном и порядковом счете. Практические консультации для родителей, в которых представлены различные модели, позволили организовать досуг детей в вечерние часы, выходные дни.

Методические рекомендации для педагогов помогли внести в непосредственно образовательную деятельность с несовершеннолетними обучающимися элементы, повышающие уровень математического развития.

Рекламное сообщение     

Для достижения высокого уровня математических способностей, дошкольники 5-7 лет должны иметь расширенные и углубленные представления о форме, цвете, величине предметов. Дети старшего дошкольного возраста уже целенаправленно, последовательно обследуют внешние особенности предметов. При этом они ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина). В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет детям решать более сложные задачи с использованием схем. Дети старшего дошкольного возраста осваивают измерения мерками разного размера, фиксируют результаты числом и цифрой. Осваивают умения увеличивать и уменьшать числа на один, два, присчитывают и отсчитывают по одному. При решении всех этих вопросов в математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как моделирование, в основу которой положен метод моделирования.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1. Разработать систему мероприятий для развития у детей старшего дошкольного возраста математических способностей посредствам использования моделей.
2. Развивать познавательную активность, любознательность и самостоятельность детей в процессе математического развития.
3. Апробировать содержание образовательной работы для развития у детей старшего дошкольного возраста математических способностей посредствам использования моделей.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь