РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ МУЗЫКИ И ТЕАТРА

мастер-класс для педагогов ДОУ

Хомутская Юлия Сергеевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 21»
г. Рязань

 Материал публикуется во Всероссийском ПЕЧАТНОМ сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», ФЕВРАЛЬ-2022

 Цель: демонстрация приёмов по сочетанию в работе по развитию творчества дошкольников музыки и театральных элементов.

Задачи:

  • Рассказать коллегам о музыкально-театрализованной деятельности в детском саду;
  • Продемонстрировать на практике методы и приёмы развития творческих способностей детей;
  • Познакомить коллег с системой приобщения детей к театрализованной деятельности.

Технологии, используемые на мастер-классе:

  • ИКТ;
  • Развивающая;
  • Игровая.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа, диск с музыкой, тексты для этюдов, шапочки с различным выражением лица, атрибуты и элементы костюмов.

Театр – синтетический вид искусства, его связь с музыкой естественна и необходима, так как оба вида искусства усиливают эмоциональную сферу ребёнка.

Рекламное сообщение 

Развитие детского творчества и личности в целом – это главное составляющее в художественно-эстетической области воспитания ребёнка.

Современными педагогами-психологами высказано немало утверждений о развитии детского творчества в процессе театрализованной деятельности. Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу.

Опираясь на программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, «Ладушки» под редакцией И.М. Каплуновой, «Театр – творчество – дети» Н.Ф. Сорокиной, «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой, была разработана система комбинированной деятельности, сочетающей музыку и театр для развития личности ребёнка, его творческого потенциала в процессе интеграции.

Цель проводимой работы:

Раскрыть индивидуальные возможности детей в музыкальном и театральном творчестве, развивать нравственные качества личности ребёнка.

Задачи:

1.Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной и театрально-игровой деятельности.

2.Пополнять и развивать вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.

3.Подводить детей к созданию выразительных образов в песенных и танцевальных импровизациях, в этюдах и драматизациях, инсценировании песен и расширять представление о них.

4.Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации.

5.Поддерживать желание детей выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада, участвовать в конкурсах и концертах на городских площадках.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и театрально-игровых способностей детей, эмоциональности, сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка.

Результатами этой работы являются:

  1. Эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
  2. Повышения уровня развития творческих способностей детей.
  3. Повышение уровня речевого развития.
  4. Умение детей самостоятельно моделировать коммуникативную и импровизационную деятельность.
  5. Проявление познавательного интереса к театральным спектаклям, желания импровизировать в пении, танцах, играх.

Для более активного и самостоятельного участия детей в творческом процессе в каждой группе детского сада созданы музыкально-театральные зоны, сделаны подиумы, изготовлены различные ширмы и виды театров по возрастам.

В системе приобщения детей к искусству театра используются интегрированные занятия, театрализованные игры, образные этюды, песенные и танцевально-игровые импровизации, песенные мини-спектакли, индивидуальные занятия в театральном кружке «Сказка».

Начнём с приветствия: «ЗДРАВСТВУЙТЕ». Его можно произносить с различной интонацией (грустно, весело, сердито, радостно, требовательно, просяще). Выполнение таких упражнений привело к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального и вербального выражения. Решению этой задачи способствуют задания: «Разные настроения» (по карточкам – пиктограммам), «Забавный гном».

Они применяются при прослушивании разнохарактерных музыкальных произведений. При повторных слушаниях этих произведений детям предлагается разыграть отдельные маленькие сценки мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу, или как ребёнок испугался медведя. Одни разыгрывают – другие оценивают.

Для того, чтобы действия под музыку были более свободными, легкими предлагается сочетать исполнение основных движений (ходьба, бег, поскоки) с имитацией действий птиц, зверей, сказочно-театральных персонажей, т.е. образными этюдами. Помогают этому действу маски с различным выражением настроения на мордочках зверей, персонажей. (Хитрая лиса, испуганная лиса и т. д.)

Игра «Грустный котик»

Котик, котик! Что с тобой?

Ходишь грустный ты такой!

Лучше, котик, не грусти,

Для ребят, ты, попляши!

Котик меняет шапочку, улыбается и пляшет.

Так появляется устойчивый интерес к перевоплощению, а музыка и её изменения помогают это перевоплощение сделать разнообразным. Эти умения используются при проведения игровых досугов – игра «Петушок – повелитель солнца».

Имитация «Изобрази героев» (передавать движения каждого героя). Автор: М.Д. Маханёва.

В сказке «Репка» дедка есть,

Бабушка и внучка,

Вместе с ними жили кошка,

Мышка, пёсик Жучка.

Дедка репку посадил,

Долго он её растил, выросла какая?

Большая пребольшая.

Во время пения предлагается импровизировать на заданный текст в жанре песни, танца, марша, используя кукол из театра «Би-ба-бо».

Песенка Лисы.

Я – лисонька, лиса!

Очень хитрые глаза

Шубка – глазки не отвесть,

Курочек люблю поесть!

Марш Петушка.

Петя, Петя, петушок! Золотистый гребешок.

Хвост с узорами, сапоги со шпорами!

Разученные песни поются с инсценированием: «На мосточке» А. Филиппенко, «Микки Маус» М. Назаровой.

Игра «Смелые мышки» (превратиться в мышек и выразительно их изобразить, используя мимику и жесты)

Вышли мышки как – то раз посмотреть, который час,

Раз-два-три-четыре – мышки дёрнули за гири,

Вдруг раздался страшный звон… убежали мышки вон!

Разучивание танцев начинается с импровизации характерных движений под прослушанную музыку. В зависимости от характера музыки выбираются атрибуты, элементы костюмов: ленты – к вальсу, платочки – к народной пляске, колпачки – к танцу гномов. Так совместно рождаются характерные танцы: «Гномы», Лягушата», «Эльфы». Которые используются в музыкальных спектаклях: «Белоснежка и семь гномов», «Дюймовочка».

В игре можно использовать различные виды театров, например, театр «Рюкзачок».

Игра «Теремок» (по русской народной сказке)

На занятиях театрального кружка «Сказка» используются этюды М. Чехова на развитие внимания, выразительности жестов, готовятся спектакли к конкурсу, праздникам.

Творческая игра «Что это за сказка?»

Одну простую сказку, а может и не сказку,

А может я героя хочу вам показать.

Его я помню с детства, а может, и не с детства,

А может и не помню, но буду вспоминать!

Средствами мимики и жестов показать героев известной сказки, остальные отгадывают,

Окончание: всем взяться за руки и под песенку «Улыбка» улыбнуться друг другу.

У друга тёплая и нежная ладошка.

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом,

Без друга плохо жить, запомнить это надо!

И на такой позитивной ноте я хочу закончить нашу встречу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь