Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности на праздниках и развлечениях

0
2833

Дурнева Татьяна Геннадьевна
Соколова Марина Илларионовна
музыкальные руководители
Косарева Юлия Владимировна
педагог-психолог
Кривошеева Вера Николаевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 19 «Родничок»
Старооскольского городского округа

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРАЗДНИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ

 

Необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются: хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении, интеллектуальная свобода.

В условиях введения ФГОС ДО и построения образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для разностороннего развития дошкольников. Большие возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность.

Учитывая требования ФГОС ДО пересматривается стратегия педагогической деятельности воспитателя современного дошкольного учреждения с тенденцией повышения уровня развития творческих способностей детей.

материалы в печатный сборник 

Одним из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы реализации содержания образовательных областей, является театр.

Театрализованная деятельность по ФГОС в ДОУ помогает педагогу воспитывать активных и ярких личностей. У детей развивается умение видеть в окружающем их мире необычные детали, создавать на их основе художественные образы.

Формирование опыта социальных навыков поведения дошкольников происходит благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеет нравственную направленность (честность, смелость, дружба, доброта и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт не только умом, но и сердцем. Малыш не только познаёт, но выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся для детей образцами для подражания. Именно это позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на своих воспитанников.

Театрализованная деятельность – это возможность раскрыть творческий потенциал дошкольников, научить их ориентироваться в мире красоты. В волшебстве искусства дети получают первые уроки доброты, нравственности, морали.

Посредством театрализованной деятельности у дошкольников развиваются творческие способности, т.к. современные научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития их творческих способностей приходится на дошкольный возраст.

Целью педагогической деятельности воспитателей и музыкальных руководителей нашего детского сада стало развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение утренников и развлечений, в основе которых лежит игра-драматизация по мотивам народной или авторской сказки. Проведение праздников в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребёнку. Также в спектаклях всегда находится место маленьким танцорам, певцам, музыкантам. В процессе театрализации на праздниках у детей обогащается словарный запас, они становятся свободнее в общении.

При слове «театр» глаза дошколят загораются радостными искорками. Они испытывают эмоциональный подъем, их лица светятся улыбкой.

Сценарий одного из утренников в средней группе был написан нами на основе русской народной сказки «Теремок». Зная о том, что уровень развития детей не одинаков, мы распределили роли в соответствии со способностями каждого ребёнка.

Разучивая роли, маленькие «артисты» проиграли сказку, используя теневой, кукольный и пальчиковый театр. Дети менялись ролями и поэтому были ознакомлены с действиями и интонациями каждого сказочного героя. В процессе работы над сказкой дети не испытывали напряжения и страха перед неудачей, так как во время репетиции педагогами была создана дружеская атмосфера, где царило полное взаимопонимание.

Параллельно с разучиванием ролей проводилась подготовка музыкального зала к празднику, готовились декорации, костюмы и другие атрибуты, необходимые для проведения игры-драматизации.

В день утренника в коллективе детей царило приподнятое радостное настроение. Дети знали, что роли выучены, костюмы сшиты, гости приглашены. Несмотря на то, что дошколята волновались, при первых же звуках музыкального вступления  и аплодисментах они с большим подъёмом начали своё выступление.  Спектакль имел большой успех, дети принимали поздравления, и их глаза светились радостью. Эти эмоции ещё раз подтвердили, что «театрализованные игры стоят на рубеже игры и искусства. Они названы так за близость к театральному представлению» [3, с.4].

На новогодних утренниках в старших группах мы часто используем «Зимнюю сказку» В. Быстрова, персонажами которой являются весёлые гномы, снеговики, ёлочки, медвежата и другие сказочные герои. Разучивая с детьми эту сказку, мы используем те же приёмы, что и в средней группе.

Работая со старшими дошкольниками, мы обращаем особое внимание на то, чтобы каждый ребёнок смог проявить свою индивидуальность: кто-то играет большую роль, кто-то – совсем крошечную; стеснительные дети проговаривают свои слова хором, но при этом в спектакле задействованы все воспитанники.

Театрализованное представление вырастает из репетиций, которые мы строим не в виде многочисленных повторений выученных ролей, а через эмоциональное раскрытие детьми характеров сказочных персонажей.

В «Зимней сказке» дети не только интонацией голоса передают характеры персонажей, роли которых они исполняют, но и эмоционально танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах. При этом у дошкольников совершенствуется координация движений, вырабатывается чувство ритма, развиваются певческие навыки, а самое главное – творческие способности каждого ребёнка.

Театрализация по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» используется нами на весенних развлечениях. В процессе разучивания ролей дети знакомятся с наследием своего народа. У них формируется любовь к русскому фольклору. Исполняя роли в этой сказке, дети получают разнообразные эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Дошкольники не только приобретают дополнительные знания, умения и навыки, но и утверждаются в своих творческих способностях.

У старших дошкольников театрализованная деятельность приобретает иную окраску: из исполнителей они переходят в полноправных партнёров своего «режиссера» [2, с.5].

Особый успех у зрителей получил новогодний утренник в подготовительной к школе группе по мотивам сказок А.С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках».

Дети 6-7 лет очень выразительно передали характер тех персонажей, роли которых они играли. Ребенок, исполняющий роль Царя Дадона, настолько вошёл в образ, что не смог принимать участие в хороводе вокруг ёлки, т.к. он с нетерпением ждал выхода Шамаханской Царицы.

Роли Золотого Петушка, Звездочёта, Русалок, Золотой рыбки, Кота Учёного и других персонажей сказок Пушкина дети сыграли так правдоподобно, эмоционально и выразительно, что шквал аплодисментов гостей утренника не смолкал в течение нескольких минут.

Каждый ребёнок проявил высокий уровень своих творческих способностей. Детям пришлось выходить на поклон несколько раз. Самым удивительным было то, что они забыли о подарках Деда Мороза. И принимая их, дети благодарили зимнего гостя, всё ещё не выходя из образов сказочных героев.

Итак, можно сделать вывод о позитивных результатах развития творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности. Большинство наших выпускников свободно владеют импровизационными умениями. Они умело используют средства театральной выразительности: жесты, мимику, интонации.

К концу учебного года дошколята владеют исполнительскими навыками.

Они с удовольствием выполняют разнообразные творческие задания. Наши дети становятся намного добрее, общительней и внимательней друг к другу.

Таким образом, педагогическим коллективом нашего дошкольного образовательного учреждения посредством театрализованной деятельности целенаправленно выполняется задача по формированию коммуникативной компетентности у будущих школьников, развитие их творческих способностей и подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования.

Список литературы:

  1. Картушина, М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых: Сценарии для дошкольных образовательных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Томчикова, С. Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности – Магнитогорск: МаГУ, 2002.
  3. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет /Под редакцией О.Ф. Горбуновой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

 

 

*******

Этот материал был представлен на  региональной научно-практической конференции «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь