Замятина Валентина Васильевна
воспитатель
МБДОУ ДС №72 «Акварель»
Старооскольского городского округа
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
Работа по развитию творчества в театрализованной деятельности дошкольников очень важна в педагогической деятельности.
В настоящее время, когда, в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научных знаний. С этим связано стремление взрослых дать детям больше знаний, научить их как можно раньше читать, писать, считать, а не способствовать тому, чтобы наши дети чувствовали, думали, творили. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторую ценность.
Работая в детском саду, я заметила, что современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они сообразительнее, быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл» т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворение игры». Как правило, дети не умеют занять себя в свободное время, и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Существует и другая проблема, волнующая педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у 67%-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
В детском саду мы в своей работе знакомим детей с различными видами театра: настольным театром, теневым театром, на фланелеграфе, театром игрушек, настольно-плоскостным театром, пальчиковым, с куклами Бибабо, игрой драматизацией.
Театрализованные занятия включены в общую стратегию воспитательной работы. Процесс таких занятий представляет собой систему творческих игр, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей ребёнка.
Театральные игры я использую в своей кружковой работе, как элемент занятия, которые рассчитаны на активное участие ребёнка.
Дети любого возраста любят играть, игра часть их жизни. При этом они любят в кого-то или во что-то превращаться. Как эмоционально изображают дети зверей в музыкальной, театральной играх (зайчики – веселые, волк – страшный, мишки – неуклюжие.)
Так в процессе игры дети с помощью выразительных движений рук и ног изображают животных.
Дети – замечательные актеры! Стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы элемент какого-то костюма, как они сразу входят в образ. Во время игры часто использую маски-шапочки. На занятиях требую качественного исполнения творческих заданий. Развивая творческие способности детей, театральные игры помогают развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности.
Для того, чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребёнка, на его познавательный интерес.
В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирующая весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. Я стараюсь подбирать для детей интересные небольшие стихи по возрасту, которые бы находили эмоциональный отклик в их душах. Особенно полезно использовать диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Разучивание стихов развивает память и интеллект.
В нашей группе созданы все условия для театральной деятельности детей: кукольный театр, пальчиковый театр, настольный театр, фланелеграф, (по возрасту).
Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и так далее. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не объединится.
Кукольный театр как вид искусства наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Сознавая все это, мы стремились организовать в нашей группе кукольный театр.
Детям очень хотелось самим участвовать в кукольном театре. В подготовительной к школе группе дети поставили ряд небольших спектаклей «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три поросенка», «Кошкин дом» и др. Наиболее удачным был спектакль «Три поросенка». В нем удалось добиться полной гармонии действия и музыки, соответствия объема и колорита персонажей и декораций; был создан яркий, запоминающийся спектакль, вызвавший у детей живейший интерес. Они потом долго отражали свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили, разыгрывали отдельные сценки, и не только в детском саду, но и дома.
Таким образом, у детей родилось желание активно действовать. Позднее появилась необходимость создания групповых кукольных театров, для того чтобы каждый ребёнок имел возможность принять активное участие в театральной деятельности.
Малыши уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности. Через это творчество они познают окружающий мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины дети познавали посредством ярких театральных впечатлений. Поэтому уже в младшей группе мы организовали различные виды театров.
В младшей группе кукольный театр был представлен спектаклем «Курочка Ряба».
Спектакль вызвал у детей живой интерес. На занятии по лепке, проходившем сразу после спектакля, каждый ребёнок лепил яйцо для того, чтобы курочка принесла дедушке и бабушке много яиц, а из них потом вылупилось бы много-много цыпляток. На следующем занятии дети лепили цыплят.
На данном примере видно, что просмотр спектакля побудил детей к творчеству, конкретизировал их деятельность, придал ей смысл.
Для того чтобы творческая активность продолжалась и дома, я старалась привлечь к этой проблеме и родителей. Давала им консультации, приглашала на спектакли, поставленные силами детей. Родители начали проявлять интерес к театру кукол, предлагали свои услуги.
На формирование личности ребенка влияние кукольного театра огромно. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными, так как, находясь за ширмой, они должны быть предельно внимательными, чтобы вовремя включиться в театральное действие, уступить у ширмы друг другу место, не споря и не толкаясь, уметь подавать свою реплику вовремя и эмоционально. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать свое видение мира. Задачи нашего театра, естественно, не направлены на то, чтобы воспитывать артистов – профессионалов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своем делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. В человеке всегда заложено творческое начало, и важно уметь его развивать.
*******
Этот материал был представлен на региональной научно-практической конференции «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»