Гладкова Ольга Дмитриевна
Винюкова Оксана Юрьевна
Табачная Екатерина Александровна
воспитатели
Киреева Галина Сергеевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 19 «Родничок»
Старооскольского городского округа
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современном мире необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются: интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении.
Сегодня перед педагогами стоят задачи совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.
Формирование коммуникативной компетенции, творческой личности ребенка является одной из главных задач детского сада. Основным направлением становления и развития детей является театрально – игровая деятельность. Через организацию театрализованной деятельности проходит решение многих проблем окружающей действительности, связанной с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения.
Театральная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения, потому что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность – развитие таких понятий, как «дружба, честность, доброта, смелость, взаимоподдержка и т. д.». Она способствует развитию творческих способностей, т. к. этот вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. В театральной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще нужно воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Дети самостоятельно выбирают выразительные средства, наблюдая за действиями старших. Это объясняется тем, что театрализованная постановка основана на переживаниях, чувствах и эмоциях, которые в этот момент чувствуют дети. Данные ситуации помогают проявить свои мысли и чувства, понять переживание партнеров по игре, согласовывать правила. Над ребенком преобладают эмоции, которые свойственны герою, они плачут, смеются, кричат от восторга.
Педагогическая практика показывает, что начало развития и формирования творческих способностей приходится на дошкольное детство. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление более свободно, независимо от влияния внешнего мира. Поэтому мы сделали вывод, что формирование творческой личности возможно средствами театрализованной деятельности. Задачи для педагогов определены следующие: развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности, развивать воображение, внимание, фантазию, самостоятельность мышления, совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников, обогащать и активизировать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь, воспитывать гуманные чувства у детей.
Театральная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Благодаря постановкам познается мир не только умом, но и сердцем, выражается свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образами для подражания и отождествления. Именно способность к такой идентификации позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. В деятельности ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.
Для успешной работы по формированию творческой личности ребенка средствами театральной деятельности создается соответствующая предметно – пространственная среда: оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декораций, созданы театральные зоны (куклы – марионетки, пальчиковый театр, пиктограммы, мимические изображения эмоций и т. д.).
Процесс театральной деятельности представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Все это указывает на активное участие ребенка, который является соучастником всего происходящего. Для того, чтобы получить результат, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В ходе театральной деятельности с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка, обогащаются интересы и личный опыт детей, через стимулирование эмоций формируется осознание нравственных норм. Механизм воображения в театральной деятельности активно и целенаправленно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его чувства и переживания, восприятие создаваемых образов. Играя с детьми, мы делаем их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью создаваемого ими творчества и результатом.
Театральная деятельность – самый распространенный вид детского творчества, глубоко лежит в его природе, способствует развитию пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, формирует связную речь.
По утверждению В. А. Сухомлинского «Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки просто сообщаемые и усваиваемые».
Углубляя театральное восприятие, обогащая познавательный и эмоциональный опыт, стимулируя интерес детей к взаимному общению, развивая умение передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительностью мы, педагоги способствуем тому, что театральная деятельность станет средством самовыражения и саморегуляции в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольника в ДОУ обогатиться за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые найдут свое воплощение в театральной деятельности.
Формируя творческую личность ребенка посредством театральной деятельности, мы даем неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, приобщаем к духовному богатству. Результатом чего является: подавляющее число детей свободно владеют импровизационными умениями, умело используют средства театральной выразительности (мимику, жесты, движения и средства интонации, техникой кукловождения, простейшими исполнительскими навыками), активно участвуют в театральных представлениях, с удовольствием выполняют творческие задания, становятся добрее, общительнее и внимательнее друг к другу в совместной деятельности. В процессе формирования и становления творческой личности ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театральная деятельность по своей природе объединяет средства воздействия литературы, изобразительного искусства, музыки, танца, мастерство режиссеров и актеров, направляя весь багаж на сознание ребенка, воздействуя на эмоциональную сферу, открывая мир прекрасного в его разнообразии и глубине.
Список литературы:
- Акулова О.В. «Театрализованные игры».
- Доронова Т. Н. «Играем в театр». Методическое пособие.
- Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности».
- Копосова М. В. «Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства».
- Самошина Т.И. «Театрализованная деятельность – универсальное средство воспитания».