Развитие связной речи посредством технологии синквейн у детей с ТНР

0
933

Умярова О.Н., Абдуллаева О.В.,
воспитатели
Батакина В.Н.,
учитель-логопед
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Всероссийские педагогические чтения
«Мир детства сквозь призму наследия В. А. Сухомлинского»

3 секция -Современные технологии в образовании и педагогике.

Развитие связной речи посредством технологии синквейн у детей с ТНР

Речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее  его общение со сверстниками и взрослыми.

 В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой патологии, поэтому устранение нарушений речи необходимо начинать как можно раньше. В современном образовательном процессе используются разнообразные виды технологий. Педагоги в коррекционной работе применяют как традиционные технологии, так и нетрадиционные. К одной из таких технологий относится – дидактический синквейн. Дидактический синквейн – технология, не требующая особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию и совершенствованию лексико-грамматических категорий у дошкольников. Как известно, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словаря, нарушением лексико-грамматических категорий, низким уровнем сформированости связной речи. Исходя из  опыта работы с такими детьми, можно сказать, что им требуется больше усилий  на то, чтобы изложить правильно свои мысли. Использование  технологии синквейн очень актуально и целесообразно, так как:

– Не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

материалы в печатный сборник 

– Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

– Носит характер комплексного воздействия не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психических процессов (памяти, внимания, мышления,)

– Позволяет ребенку быть активным,  творческим участником образовательного процесса.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что соответствует требованиям и запросам современного информационного общества. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В нем  самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

В России синквейн появился в 1997 году, как эффективный метод развития образной речи. Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Синквейн составляется по определенным правилам.

I строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

II строка – два слова, прилагательные;

III строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

IV строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

V строка – одно слово (существительное) или словосочетание –

ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Пример синквейна:

Собака.

Умная, верная

Защищает, лает, бегает.

Самый лучший  друг  человека.

Домашнее животное.

Из приведенных примеров видно следующее:  для того, чтобы правильно составить синквейн, ребенку необходимо иметь достаточный словарный запас в рамках темы; знать обобщающие слова, оперировать такими понятиями, как слово-предмет (живой – не живой), слово-действие, слово-признак. Дошкольники должны уметь слышать вопросы и давать правильные на них ответы. Отсюда следует, что перед составлением синквейна педагогами должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы.

На  подготовительном  этапе, работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. При знакомстве детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета», готовится основа и накапливается материал для последующей работы над предложением. Дети овладевают понятиями «живой» и «неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. В этой работе используются различные картинки, предметы. После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия, ребят подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения.

Во время  основного этапа,  происходит знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Дошкольники не умеют писать, поэтому работа над составлением синквейна проходит с использованием  схем, алгоритмов. Обязательно  подбирается  наглядный дидактический материал. Вначале все обозначения слов черные, а затем можно использовать цвета соответствующие слову  (огурец – зеленый, тыква – оранжевая, зима – белая….)

Идет работа с пословицами, крылатыми  выражениями или афоризмами на заданную тему. Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Сначала работа идет с участием педагога, позже, когда  детям понятна схема работы, дети заполняют синквейн самостоятельно.

На следующем этапе, практическом  продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложений из нескольких слов, показывающих отношение к теме, выражающих личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. Зная особенности  речевого развития детей данного возраста, предварительную работу перед занятиями можно усложнить, подбирая различные формы активизации мыслительной деятельности у детей: важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой.

При составлении синквейна используются различные методы работы. Эти  методы  развивают у детей память, слуховое восприятие, логическое мышление и творческое воображение.  При использовании более усложненной схемы, у детей обогащается словарный запас, умения строить правильно предложения, формируется и развивается связная речь,  способствует успешному  составлению описательных рассказов.

  • Синквейн-загадка. Детям зачитывается синквейн  со второй строчки, дети отгадывают первую.
  1. ?
  2. Седая, добрая.
  3. Готовит, ухаживает, вяжет.
  4. Любит меня и родителей.
  5. Бабушка.
  • Синквейн по прослушанному рассказу. Рассказ «Друзья» (сборник Н.Созоновой, Е. Куциной «Фонетические рассказы и сказки»)
  1. Ежик.
  2. Колючий, добрый.
  3. Выручает, дружит.
  4. Ежик – хороший друг.
  5. Защитник.
  • Составление синквейна на заданную тему. Например, лексическая тема «Зима».
  1. Зима.
  2. Снежная, холодная.
  3. Морозит, заметает, восхищает.
  4. Украшает землю белым снегом.
  5. Время года.
  • Составление синквейна по своему рисунку. Количество вариантов работы не ограничено. Их можно совершенствовать, создавать новые.

Эффективность и значимость синквейна:

  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;
  • учит коротко, но точно выражать свои мысли;
  • способствует расширению и актуализации словарного запаса;
  • закрепляет знания  по  изученным лексическим  темам.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять рассказы.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка.

 

Список литературы:

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  2. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
  3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. – 2005. – №5.
  4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь