РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нестеренко Александра Викторовна
Попова Валентина Валентиновна
воспитатели
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
Старооскольского городского округа

Материалы принимают участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

СЕКЦИЯ – 13. Воспитание осознанного отношения к моральным нормам

название – РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из относительно новых и востребованных как наукой, так и практикой предметов изучения педагогики является социальный интеллект детей дошкольного возраста. Социальный интеллект – это глобальная способность человека, сложившаяся на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции, которые обусловливают готовность к социальному взаимодействию. Социальный интеллект имеет широкий функционал: принимает непосредственное участие в регуляции социального поведения; выступает как средство познания социальной действительности; объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов. А так же обеспечивает интерпретацию информации; понимание и прогнозирование поступков и действий детей; адаптацию к различным системам взаимоотношений между взрослыми и детьми; показывает, как ребенок  взаимодействует с внешним миром, как он решает и преодолевает каждодневные проблемы, в том числе  и при общении с окружающими.

Дошкольник воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, в котором он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Одним из главных составляющих театрализованной игры детей является эмоциональность. Психологи подчеркивают, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе театрализованных действий происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Эмоциональные проявления в поведении детей ярко обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развертывания собственно игровых действий, развития сюжета. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для развития социального интеллекта дошкольника, обогащения его эмоционального опыта. Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр.

Рекламное сообщение     

В своей практике деятельность по развитию социального интеллекта через театрализованную деятельность мы делим нам следующие блоки:

В блок развитие когнитивного компонента социального интеллекта мы включаем такие занятия как: «Самый дорогой на свете человек», «Почему мы обижаем близких нам людей», «Братья и сестры», «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей» и д.р. Данная деятельность направлена развитие умения различать понятия «добро» и «зло», способствовать  проявлению доброжелательное отношение к братьям и сестрам; формировать осознанное отношение к соблюдению требований взрослых, проявлять сочувствия и переживания по собственному убеждению, учить осознавать причины детских ссор.  Ребята обсуждают и проигрывают проблемную ситуацию, с помощью мимики и пантомимы, учатся давать советы.

В блоке развитие поведенческого компонента социального интеллекта можно предложить детям занятия, целю, которых явиляется закрепление умений детей замечать изменения в поведении партнера и соответственно изменять свое поведение, навыки коллективного действия и чувства взаимопомощи.

Этот блок включает упражнения на концентрацию внимания: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек или Большое зеркало». Упражнения на освобождение мышц: «Взрыв», «Ртутный шарик», «Суета», «Переход». проведение дыхательные и артикуляционные гимнастики, упражнение на подтексты, игровое упражнение  работу в команде. проигрывание сценок: «Сучок на тропинке» В.И. Луниной, «Маленькая прачка» М.Яснова, работу со скороговорками, театрализацией спектакля «Волк и семеро козлят на новый лад».

Следующий блок занятий посвящен развитию у детей эмоционального компонента социального интеллекта. На этих занятиях знакомят с различными эмоциями, работают над различными эмоциональными состояниями, стараются развить у детей эмпатию. Данный раздел содержит этюды «Кто как радуется», «Встреча с другом», при помощи выразительных движений дети обыгрывают истории «Хорошее настроение», «Умка», проводят психогимнастику «Ручеек радости». Воспитанники показывают перед зеркалом эмоциональное состояние, играют в «Смешинки и злючки», «Бабку-ежку», «Тух-тиби-дух», выполняют упражнение «Доброе Животное», показывают этюд «Король боровик не в духе».

Формирование социального интеллекта по средствам театрализации  способствует развитию у ребенка способности понимать себя, свое поведение, поведение других людей и выстраивать эффективное взаимодействие, добиваясь поставленных целей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь