РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С РАС

Левина Екатерина Александровна
тьютор
Кузнецова Надежда Дмитриевна
тьютор
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Белгородская обл., г. Старый Оскол.

Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ-2024

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С РАС

Сегодня актуальным становится вопрос включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социум. В связи с чем, использование мер по адекватной коррекции и развитию ребенка, имеющего аутизм, являются необходимыми.

Первой ступенью к познанию мира является чувственный опыт человека. У детей с РАС сенсорный опыт спонтанно не формируется. У них отмечаются отставание развития психики в целом или отдельных ее функций. Множественные сенсорные нарушения, выражаются в диапазоне от сверхчувствительности к определенным раздражителям до игнорирования любых раздражителей. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с РАС избирательно чувствительны к некоторым сенсорным воздействиям, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятно влиять на их дальнейшее психическое и физическое развитие.

Основные задачи в работе сенсорного развития с детьми РАС, это:

  • смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта.
  • создание условий для овладения ребенком сенсорными эталонами (форма, цвет, величина).

Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, формируется зрительно-моторный комплекс (в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, восприятие).

материалы в печатный сборник 

Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

На первом этапе реализуется работа с сенсорами: сенсорная интеграция (вестибулярный аппарат, зрительное, тактильное восприятие).

Ощущение тела, его положение в пространстве, ощущение тепла, холода, мокрого, сухого и т. п. и начальное запоминание этих ощущений происходит именно в раннем возрасте. Игры с песком, водой, перекладывание предметов-необходимый компонент сенсорных игр. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

Следующий этап – отработка сенсорных эталонов: цвета, формы, указательного жеста, устное комментирование взрослого, повторении сенсорных эталонов в разных комбинациях и сочетаниях, использовании сенсорных эталонов на карточках и в игре, узнавание сенсорных эталонов в быту и окружении, сенсорная стимуляция – это также основные направления работы.

На занятиях по развитию зрительного восприятия решаются следующие коррекционные задачи:

  • формирование адекватных зрительных образов предметов;
  • расширение объема, точности зрительных восприятий и зрительной памяти;
  • формирование умений наблюдать за предметом:
  • прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад)
  • совершенствование зрительно-моторных координаций;
  • составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
  • различать и называть простейшие геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

Величина: большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий.

Пространственная ориентировка: право-лево, верх-низ, спереди-сзади.

На занятиях по развитию слухового восприятия решаются следующие коррекционные задачи:

  • соотнесение звука с его источником;
  • нахождение объектов, одинаковых по звучанию;
  • развитие слухо-моторной координации.

Тактильно-двигательное восприятие: различие поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), формирование адекватной реакции на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по сенсорному развитию у детей дошкольного возраста с РАС   способствует интеллектуальному развитию и определяет успешность работы по подготовке ребёнка к переходу на новую ступень образования.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь