ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАС ПОСРЕДСТВОМ ВИЗУАЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ

Волкова Наталья Георгиевна
Чуприна Светлана Алексеевна
воспитатели
МБДОУ детский сад № 41 «Семицветик»
 Старооскольского городского округа
Белгородской области

Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ-2024

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАС ПОСРЕДСТВОМ ВИЗУАЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ (из опыта работы)

Расстройства аутистического спектра являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей.

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики по формированию навыков самостоятельности обучающегося с РАС посредством визуального расписания.

Педагоги поставили перед собой следующие задачи:

  • адаптировать пространство группы с учетом потребностей детей и функционального использования этого пространства;
  • апробировать различные формы визуального расписания, побуждающие ребенка с РАС к оптимальному уровню проявления самостоятельности;
  • совершенствовать систему работы по организации комплексного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи ребенка с РАС.

Педагоги структурировали пространство группы компенсирующей направленности таким образом, чтобы сама организация среды (зонирование помещения, хранение материалов) помогала понять, что будет происходить и ожидаться от ребенка в том или ином месте. В группе выделены следующие зоны:

материалы в печатный сборник 

Зона для индивидуальных занятий. Поскольку детям с РАС сложно работать в группе и следовать групповым инструкциям, многие навыки им необходимо сначала освоить один на один с педагогом, чтобы затем перенести их в менее структурированную среду и в групповые занятия. Для создания этой зоны напротив окна был установлен стол и два расположенных друг напротив друга стула. Чтобы ребенок не отвлекался, и чтобы самым интересным в этом месте был взрослый, педагоги минимизировали количество отвлекающих материалов, игрушек и прочих стимулов в этой зоне. Обычно в этой зоне происходит обучение начальным навыкам коммуникации.

Зона для групповой работы. Организация такой зоны зависит от уровня функционирования всех детей в группе. Если дети часто отвлекаются и нуждаются в большом количестве поддержки, то педагоги ориентируются на работу в малых подгруппах. Для этого выделяются как зоны на полу (например, для физической и музыкальной разминки, для приветствия, для чтения книжки), так и рабочие зоны за столом. Для первого варианта обозначаются места педагога и детей, чтобы дети понимали, где они должны сидеть (или стоять), в какую сторону им нужно будет смотреть и так далее. Для второго варианта используется расстановка столов в виде подковы, за которыми дети сидят полукругом и могут видеть друг друга, а педагог – напротив, и ему легко быстро переключать внимание от одного ребенка к другому, раздавать материалы, выдавать подкрепление. Это позволяет держать высокий темп работы, при этом удерживая внимание детей, их вовлеченность.

Зона для самостоятельной работы ребенка. Эта зона отгораживается ширмой, учебные или игровые материалы в ней помещены в контейнеры с соответствующими изображениями, чтобы ребенок мог с легкостью самостоятельно сориентироваться и взять то, что необходимо для занятий. Отвлекающие факторы минимизируются.

Игровая зона. Она обозначена и организована таким образом, чтобы детям было понятно, что игрушки находятся только в этой части группы и что после завершения игры все нужно убрать по местам. Игровое пространство делится на отдельные зоны: для рисования (стол, могут висеть фартуки и нарукавники, если они используются в саду, ящики для карандашей и красок); для строительства и конструирования (в этой части игровой хранятся конструкторы, машины, игрушечные инструменты); для физической активности.

Важным требованием в группе является соблюдение визуальной четкости (например, ярлыки на контейнерах, выделение цветом, нумерация), визуальной организации (где, каким образом и в каких пределах должны находиться те или иные материалы) и визуальных «инструкций» (с чего и в какой последовательности выполнять ту или иную работу с материалами).

В специально организованной среде педагоги предъявляют задания таким образом, чтобы сами задания и материалы подсказывали, что с ними нужно сделать. Если заданий несколько, чаще всего деятельность ребенка организуется таким образом, что он берет материалы слева, выполняет задачу, убирает выполненное направо (либо сверху вниз). Для решения конкретной задачи предъявляются материалы, относящиеся только к ней. Важно, чтобы интерпретация заданий не была осложнена, то есть чтобы задача была очевидна: рассортировать, собрать по образцу, соотнести картинки и слова, разложить по категориям и так далее.

Кроме того, в заданиях на сортировку, педагоги маркировали контейнеры, чтобы было понятно, что куда класть (овощи/фрукты, домашние животные / дикие животные, столовые приборы / мебель). Если ребенку нужно составить из элементов разной формы и цветов фигуру или выстроить последовательность, педагог вместе с материалами предлагал визуальный образец. Все это помогает ребенку быть более самостоятельным, лучше понимать, чего от него ждут, с чего начать, что будет после, а также он увидит и поймет, что не будет бесконечно делать одно и то же задание.

В качестве символов для обозначения определенных событий могут быть использованы:

  • различные предметы, символизирующие определенное событие (например, мячик может обозначать время игры, кепка – прогулку, глубокая тарелка – обед и т. д.);
  • фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности; изображение предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом);
  • рисунки, пиктограммы;
  • карточки с надписями (письменная речь).

Таким образом, для организации деятельности ребенка в течение дня используется наглядное расписание. В случае индивидуализированного распорядка дня, расписание представляет собой альбом или папку с фотографиями, разложенными в определенной последовательности.

Ежедневная работа с ребенком в условиях ДОУ начинается с его знакомства с расписанием, отражающим режим дня. Педагог и ребенок просматривают вместе все события дня. После каждого события они возвращаются к расписанию и убирают карточку с изображением прошедшего события, и взрослый показывает, что будет дальше.

Начало работы по расписанию осуществляется на индивидуальных занятиях. Карточки могут быть последовательно вывешены на доске при помощи магнитов или рядом с доской на панно с липучками. Предметы, изображенные на фотографиях, должны быть тесно связаны с определенным видом деятельности. Это помогает ребенку быстрее почувствовать взаимосвязь между изображениями и тем, что он будет делать. Каждая фотография должна символизировать только один вид деятельности. Недопустимо использование одной карточки для обозначения различных видов деятельности. Это может привести ребенка в замешательство и вызвать негативные поведенческие реакции.

Для успешной организации в условиях ДОУ режима дня и составления расписания занятий с детьми, имеющими РАС, необходима предварительная работа в домашних условиях. Нужно, чтобы ребенок понял принцип работы по расписанию, осознал связь между расписанием режима дня и повседневной жизнью. Работа по организации режима дня, использование расписания помогает ребенку осознать закономерности повседневной социальной жизни, увидеть взаимосвязь между различными событиями и их последовательность. В результате, понимание последовательности происходящего позволяет ребенку лучше ориентироваться в повседневных событиях, более самостоятельно выполнять социальные действия в соответствии с режимом дня и расписанием занятий.

Умение самостоятельно играть или заниматься – важный навык как для ребенка с РАС, так и для взрослых, которые его окружают.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь