Уткина Виктория Васильевна
воспитатель
МДОБУ «Кузьмоловский ДСКВ»
п. Кузьмоловский
Всеволожский район Ленинградская область
Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ-2024
ПОМОЖЕМ МАЛЬВИНЕ ПРИДУМАТЬ МОДЕЛИ ОДЕЖДЫ – конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: Формирование умения моделировать одежду посредством игр В.В. Воскобовича с опорой на черно-белую схему.
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Закреплять умения выбирать части игры используя схемы модели одежды и составлять целое с помощью игр «Чудо-Соты1» «Фонарики», «Чудо-Крестики3»
- Закреплять навыки прямого и порядкового счета в пределах восьми 3. Продолжать учить сравнивать и уравнивать множества путём прибавления одного предмета.
- Активизировать словарный запас детей за счёт слов: модельер, модель, платье с длинным рукавом, с коротким, без рукавов, жилетка, рубашка с длинным и короткими рукавами.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь используя простые предложения из трёх, четырёх слов за счёт составления описательного рассказа смоделированной одежды, с помощью опорной схемы.
2.Развивать логическое мышление, память, внимание посредством выявления и сравнения свойств предметов по 3 признакам с опорой на знаки-символы: цвету, форме, размеру.
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук за счёт обведения частей игры В.Воскобовича «Чудо Крестики» и раскрашивания целого предмета моделей одежды.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать самостоятельность и аккуратность, способность доводить начатое до конца
2.Воспитывать доброжелательное отношение детей к друг другу через оказание помощи, работу в парах.
Оборудование: Учебное пособие «Блоки Дьенеша», карточки – символы, обозначающие цвет, форму, размер, трафареты женской и мужской одежды, игры В.В.Воскобовича «Чудо- Крестики3», «Чудо-Соты1», «Фонарики», 8 схем для моделирования одежды, схема (алгоритм) описательного рассказа одежды, листы А4.
Предварительная работа: Беседа о профессии швея, модельер. Показ презентации «Мир профессий – Ателье», «Что такое театр?», загадки, просмотр мультфильма «Буратино», изготовление платьев из бумаги с помощью трафаретов женской и мужской одежды, Знакомство с играми В.В.Воскобовича «Чудо-Соты1», «Чудо-Крестики3», «Фонарики2, с логическими блоками Дьенеша. Сюжетно-ролевая игра «Показ мод»
Ход занятия:
На сенсорной панели появляется изображение с изображением Мальвины и её друзей. (Приложение 1)
Воспитатель сообщает детям, что Мальвину и её друзей пригласили выступить в театре. Мальвина для выступления придумала новые костюмы. Воспитатель с детьми обсуждают, какие костюмы могут быть пошиты для выступления.
Часть костюмов Мальвина уже пошила. Для того, чтобы успеть пошить к спектаклю оставшиеся костюмы, ей нужны помощники. Дети решают помочь.
Воспитатель предлагает пройти в швейную мастерскую рассмотреть одежду, которую успела сшить Мальвина и распределить обязанности.
Задание № 1 «Сравни одежду» групповое задание. (Приложение 2)
На магнитной доске в произвольном порядке расположены готовые женские и мужские костюмы. Детям предлагается рассмотреть и сравнить количество женских и мужских костюмов. Вместе с воспитателем дети отвечают на ряд вопросов:
- – Как можно определить, каких костюмов больше, меньше? (разложить парами или путём наложения, определяют, что женских костюмов четыре, а мужских три).
- – На сколько, женских костюмов больше, чем мужских?
- – На сколько, мужских костюмов меньше, чем женской?
- – Что надо сделать, чтобы женских и мужских костюмов стало поровну?
Дети уравнивают количество женских и мужских костюмов поровну по четыре.
- – Сколько всего женских и мужских костюмов? (Раскладывают в ряд, считают общее количество).
- – Сколько одежды пошила Мальвина? Надо смоделировать столько же одежды сколько уже есть.
- – Сколько моделей одежды надо придумать? (Решают, что надо придумать ещё восемь моделей).
Воспитатель с детьми подводит итог после выполнения задания.
Что мы с вами делали и для чего?
Воспитатель приглашает детей встать в круг на физкультминутку для тренировки точности и ловкости движений.
Физкультминутка
А сейчас ребята встали,
Руки медленно подняли
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз, так постоять.
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь
А теперь, вы все садитесь
И за дело вновь беритесь.
Далее воспитатель с детьми устанавливают алгоритм пошива одежды:
- С чего надо начать для того, чтобы пошить одежду?
- Из чего шьют одежду?
Дети выдвигают свои предположения.
Тканью будут блоки Дьенеша, которые разложены в контейнере на столе.
Задание № 2 «Подбери ткань» (работа в паре) (Приложение 3)
Детям предлагается разбиться на пары с помощью «Чудесного мешочка», дети выбирают разноцветные кусочки ткани, находят одинаковые, распределяются в пары.
Выбрать ткань нам помогут карточки с символами. С помощью карточек- символов по трём признакам (форма, цвет, толщина) надо выбрать соответствующий блок. Дети подходят к столу, располагаются вокруг, выбирают нужный блок. Рассказывают какую ткань они выбрали и почему?
После подведения итога по результату выполненного задания выясняют, что предстоит сделать дальше. Детям предлагается пройти в мастерскую.
Задание № 3 «Мы модельеры» индивидуальная работа (Приложение 4)
Воспитатель обращает внимание детей на разные схемы одежды – 8 черно-белых схем (игры В.В.Воскобовича) Предлагает внимательно рассмотреть схемы, выбрать понравившуюся или придумать свой вариант.
Дети выбирают игры «Чудо-Соты1», «Фонарики» и Чудо-Крестики3». Берут игры, выбирают нужные детали из игр и конструируют одежду на листе А4, обводят простым карандашом и цветными карандашами раскрашивают, опираясь на цвет выбора ткани.
Подводят итог. Планируют дальнейшую деятельность.
Задание № 4 «Показ моделей» (Приложение 5)
Дети представляют свои модели одежды посредством описательного рассказа по схеме.
Общий итог: после представления всех моделей одежды обсуждают, для какого спектакля могли бы подойти костюмы. Могли бы сами носить такую одежду и почему? Какие сложности возникли в процессе работы? Что интересного в работе модельера?
Список литературы:
- Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) «Спасатели приходят на помощь» схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты
- Т.Г.Харько Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса». Средний дошкольный возраст.
- Н.В.Нищева Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР С 4 до 5 и с 5 до 6 лет