Грачева Лада Владимировна
Константинова Юлия Валериевна
Демьяненко Екатерина Егоровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Г. Старый Оскол
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
Ребенок мыслит образами
К.Д. Ушинский
Актуальность использования технологии мнемотехника для детей дошкольного возраста заключается в том, что в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, явления, близкие их жизненному опыту. В мнемотаблице схематически педагог может отобразить явления природы, признаки предмета, персонажей и т. д. Использование мнемотаблиц при изучении произведения повышает к нему интерес дошкольника, занятие превращается в игру, к тому же ускоряется и становится легче процесс усвоения и запоминании текста.
Преимуществ у данной техники много, например:
- Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
- Улучшается память, воображение, внимательность.
- Мнемотехника позволяет преодолеть нерешительность, и развивает общительность.
- Формируется не только наглядно-образное мышление, а и абстрактное.
- Дошкольник учиться выстраивать логические цепочки, способен легко запомнить необходимую информацию.
- Развивается речь, увеличивается словарный запас ребенка.
Свою работу с использованием данной техники мы начинали со средней группы, начиная с простого: знакомили детей с единичными изображениями (мнемоквадратами), затем постепенно усложняли, вводили мнемодорожки, в итоге стали использовать мнемотаблицы. Наблюдая за реакцией детей, мы поняли, что данная техника пришлась им по душе. На занятиях воспитанники стали проявлять больше положительных эмоций, стали более активны и любознательны. Теперь каждый хочет принять участие, подсказать другому, дополнить сказанное. Время на занятиях пролетает так быстро, что дети порой огорчаются быстрому его завершению.
Очень увлекательно и познавательно проходят занятия по ознакомлению с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского. Его рассказы позволяют составлять интересные для детей мнемотаблицы. Используя эти схемы, воспитанники легко и непринужденно учатся пересказывать произведения Ушинского, которые способствуют развитию духовно-нравственных качеств, что имеет огромное значение в становлении личности дошкольника. Использование данной техники в изучении таких рассказов, как «Ветер и солнце», «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Спор деревьев», «Четыре желания» и т.д. позволяет педагогам развивать у детей эмоциональную отзывчивость, развивает умение выражать свои мысли и желания. В процессе занятий мы с воспитанниками закрепляем навыки подбора антонимов, синонимов.
В мнемотаблице заложена определённая информация. Суть информации заключается в том, что на каждое слово или словосочетание, а в рассказе на каждую мысль автора придумывается:
- картинка;
- символ.
К примеру, в рассказе «Ветер и солнце» речь идет о споре солнца с ветром о том, кто из них заставит путника снять свой плащ. Ветер грозный, свирепый, солнце теплое, ласковое. В составленных картинках непременно должен отображаться характер солнца и ветра. Дети должны понять главную мысль рассказа, научиться описывать не только внешние признаки героев, а и их характерные особенности. Дошкольники учатся правильно излагать свои мысли.
Если ребенок справляется с заданиями по готовым карточкам, то можно предложить позаниматься наоборот, прочитать ему рассказ и пусть он сам нарисует для этого рассказа картинки.
Нами замечено, что дети, которые обучаются по мнемотаблицам и схемам, свободно держатся перед аудиторией, у них расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас, а это очень важно в период подготовки к школе.