Юдина Д.Н.
воспитатель
Коновалова Е.П.
воспитатель
Кириллова О.В.
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»
секция 2 – Реализация регионального компонента через образовательную область «Познавательно-речевое развитие»
название – РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.
Эффективным средством речевого развития воспитанников может стать региональный компонент, который призван расширять и обогащать детские представления о разнообразии окружающего мира, развивать познавательный интерес к миру природы и культурному наследию родного края, формировать коммуникативно-творческие навыки.
Педагогами ДОУ накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий посредством приобщения к истории и культуре родного края. Это картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики [1].
Развитие речевой деятельности дошкольников в детском саду ведется в нескольких направлениях:
- обогащение познавательной сферы дошкольников нужной информацией с помощью занятий, наблюдений, экспериментальной деятельности;
- наполнение эмоционально-чувственного опыта в ходе общения с явлениями, предметами, разными людьми;
- систематизация сведений об окружающих событиях, формирование представления о единстве материального мира;
- создание условий, которые будут способствовать выявлению и поддержке интересов дошкольника, возможности проявления им самостоятельности в речевой деятельности;
- поддержка формирования познавательных процессов у детей [4].
Воспитатели используют разнообразные методы и приемы, формы работы, стимулирующие речевую активность детей: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов о природе), словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, игры-драматизации), практические (экологические игры, опыты, труд в природе). Педагоги активно используют технические средства обучения, электронные презентации.
С целью создания эффективной развивающей предметной среды в группе создан уголок речевой активности. В его основу входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, звукового анализа и синтеза слогов и слов, обогащение словаря, совершенствование лексического и грамматического строя речи. В уголке есть также мнемотаблицы. Метод мнемотехники позволяет без особых трудностей вести в словарь детей новые понятия и одновременно развить их связную речь.
Отличительной чертой речевого уголка является созданный педагогами дидактический материал по теме «Моя Родина – Белгородчина». Сюда входят дидактические игры «Волшебный куб», «Книга чудес», «Засели улицу словами», серия картинок «Случайный снимок», лото «Мой город Старый Оскол».
Процесс познания региональной природы, культуры и истории представлен познавательным уголком «Край, в котором я живу». Содержанием уголка стали макеты, фотоматериалы и альбомы социальных, природных, географических, культурных объектов малой родины. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашей области.
Активно используются ряд дидактических игр по ознакомлению с городом («Мое любимое место в городе», «Узнай и расскажи», «Когда это было»), природой Белгородской земли («Природа родного Белогорья», «Времена года», «Животный мир», «Волшебный зимний лес»), трудом земляков («Профессии», «Чем богат Старый Оскол?»), цикл занятий «Мой любимый город ― Старый Оскол», «Природа родного края», «Малиновый звон над Старым Осколом» и другие. Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт.
Организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ[2].
Родители изучают свою родословную, совместно с ребёнком составляют генеалогическое древо семьи. Воспитатели знакомят родителей с объектами историко-культурного наследия, удалёнными от детского сада, дают рекомендации, как знакомить с ними дошкольника, как рассказывать о связанных с ними исторических событиях.
Таким образом, создание оптимальных условий для развития речевой деятельности в ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия, успех в овладении детьми звуками родного языка, способствует формированию положительного отношения к малой родине, воспитание устойчивой, гармонично развитой личности, осознающей свои корни, историю и культуру.
Список литературы:
1.Киселева О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству: Учеб. Пос. Томск: Изд-во ТГПУ, 2006.
2.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – М.: Сфера, 2004
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 25 ноября 2013 г.