РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Юдина Д.Н.
воспитатель
Коновалова Е.П.
воспитатель
Кириллова О.В.
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

секция 2  – Реализация регионального компонента через образовательную область «Познавательно-речевое развитие»

названиеРАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.

Эффективным средством речевого развития воспитанников может стать региональный компонент, который призван расширять и обогащать детские представления о разнообразии окружающего мира, развивать познавательный интерес к миру природы и культурному наследию родного края, формировать коммуникативно-творческие навыки.

Педагогами ДОУ накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий посредством приобщения к истории и культуре  родного края. Это картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики [1].

Рекламное сообщение     

Развитие речевой деятельности дошкольников в детском саду ведется в нескольких направлениях:

  • обогащение познавательной сферы дошкольников нужной информацией с помощью занятий, наблюдений, экспериментальной деятельности;
  • наполнение эмоционально-чувственного опыта в ходе общения с явлениями, предметами, разными людьми;
  • систематизация сведений об окружающих событиях, формирование представления о единстве материального мира;
  • создание условий, которые будут способствовать выявлению и поддержке интересов дошкольника, возможности проявления им самостоятельности в речевой деятельности;
  • поддержка формирования познавательных процессов у детей [4].

Воспитатели используют разнообразные методы и приемы, формы работы, стимулирующие речевую активность детей: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов  о природе), словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, игры-драматизации), практические (экологические игры, опыты, труд в природе). Педагоги активно используют технические средства обучения, электронные презентации.

С целью создания эффективной развивающей предметной среды в группе создан уголок речевой активности. В его основу входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, звукового анализа и синтеза слогов и слов, обогащение словаря, совершенствование лексического и грамматического строя речи. В уголке есть также мнемотаблицы. Метод мнемотехники позволяет без особых трудностей вести в словарь детей новые понятия и одновременно развить их связную речь.

Отличительной чертой речевого уголка является созданный педагогами дидактический материал по теме «Моя Родина – Белгородчина». Сюда входят дидактические игры  «Волшебный куб», «Книга чудес», «Засели улицу словами», серия картинок «Случайный снимок», лото «Мой город Старый Оскол».

Процесс познания региональной природы, культуры и истории представлен познавательным уголком «Край, в котором я живу». Содержанием уголка стали макеты, фотоматериалы и альбомы социальных, природных, географических, культурных объектов малой родины. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашей области.

Активно используются ряд дидактических игр по ознакомлению с городом («Мое любимое место в городе», «Узнай и расскажи», «Когда это было»), природой Белгородской земли   («Природа родного Белогорья», «Времена года», «Животный мир»,  «Волшебный зимний лес»), трудом земляков («Профессии», «Чем богат Старый Оскол?»), цикл занятий «Мой любимый город ― Старый Оскол», «Природа родного края», «Малиновый звон над Старым Осколом» и другие.  Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт.

Организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ[2].

Родители изучают свою родословную, совместно с ребёнком составляют генеалогическое древо семьи. Воспитатели знакомят родителей с объектами историко-культурного наследия, удалёнными от детского сада, дают рекомендации, как знакомить с ними дошкольника, как рассказывать о связанных с ними исторических событиях.

Таким образом, создание оптимальных условий для развития речевой деятельности в ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия, успех в овладении детьми звуками родного языка, способствует формированию положительного отношения к малой родине, воспитание устойчивой, гармонично развитой  личности, осознающей свои корни, историю и культуру.

 

Список литературы:

1.Киселева О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству: Учеб. Пос. Томск: Изд-во ТГПУ, 2006.

2.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – М.: Сфера, 2004

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 25 ноября 2013 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь