Лихачева Дарья Михайловна
Ползикова Анна Алексеевна
Кисляк Анастасия Евгеньевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»
Секция – 2.Экологическое воспитание в дидактических играх.
Название – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дидактическая игра – это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. В современной педагогике существуют различные виды образовательных технологий. Одной из наиболее эффективной формой работы по экологическому воспитанию с дошкольниками, является применение дидактических игр. Они способствуют более доступному формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, а также умению анализировать, сравнивать и составлять модель, выделять характерные признаки растений и животных.
Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения. При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы, а также учитывать уровень подготовленности детей. Например, если малыши, способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду и издаваемым звукам, то дети в средней группе, уже могут сравнивать объекты природы, классифицировать их по отдельным признакам: форме, цвету, величине. Старшим дошкольникам вполне доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по части, оценка состояния растений, животных, деятельности человека в природе.
Играя с детьми в дидактические игры, мы учим их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, – ребенок учится, играя.
Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике мы прибегали к «помощи» сказочного героя – «Волшебного лесника», который предлагал ряд дидактических игр детям на выбор: «Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство» и т. д. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут играть, опираясь на свои знания. Насколько фантазия воспитателя богата, настолько интереснее и занимательнее будет игра воспитанникам. Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в таких играх. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.
При использовании дидактических игр и на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.