Рындина Марина Митрофановна,
воспитатель
Пикульникова Ирина Анатольевна,
воспитатель
отделение дошкольного образования
«Детский сад «Теремок»
МАОУ «ОК «Лицей №3»
имени С.П. Угаровой»
город Старый Оскол
Материал – участник Регионального очного практико-ориентированного семинара по познавательно-исследовательской деятельности в системе музейной педагогики«Путешествуем по всему миру» В рамках Всероссийского образовательного проекта «Вся страна – огромный дом»
Одной из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике на сегодняшний день является развитие познавательного интереса детей. Ведь известно, что взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности и что интерес является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.
На современном этапе развития общества к русскому народу постепенно возвращается национальная память. И дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам народной культуры, возможности возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, ценности.
Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность формирования познавательного интереса у детей, влияет форма подачи предлагаемого материала, которая способна вызвать заинтересованность детей. Внедрение такой формы работы, как экскурсии в музей в формировании познавательного интереса дает возможность детям приобрести опыт познания, создает ситуации переживания и преобразования окружающей реальности. Именно в период развития повышенного интереса у детей и следует формировать познавательный интерес к быту русского народа.
Главная задача – пробудить в ребенке интерес к обычаям русского народа, воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству.
Изучение истории русского народа, его быта и традиций невозможно без развития интереса к русской деревне, ведь большинство населения России было сельскими жителями. Русская изба всегда была добротной и самобытной. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого, выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света, самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас.
Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур.
Формирование познавательного интереса у дошкольников к быту русского народа осуществляется разными методами. С этой целью воспитатель использует экскурсии, наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ кинофильмов, которые отражают элементы народного быта. Экскурсии – один из видов занятий по формированию познавательного интереса к быту русского народа. Во время экскурсии в музей ребенок может в естественной обстановке наблюдать народный быт, увидеть, как люди жили и чем занимались, в какие игрушки играли их дети, для чего предназначался тот или иной предмет.
Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами – национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д. Исследование реальных предметов быта – ухват, чугунок, рубель, прялка, веретено, колыбель, коромысло и т. д. чрезвычайно эффективно при ознакомлении детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Работая воспитателями в МАОУ «ОК «Лицее №3» имени С.П. Угаровой» отделении дошкольного образования «Детский сад «Теремок» мы имеем возможность тесно сотрудничать с сотрудниками краеведческого музея и учителями школы.
Данный музей находится рядом с детским садом и создает оптимальные условия для расширения кругозора дошкольников. В краеведческом музее школы лишь некоторые экспонаты находятся в витринах – все остальное – интерактивные модели, дающие простор для игры и творчества. Подчинение разнообразной деятельности, интересам дошкольников делает краеведческий музей школы уникальным образовательным пространством, где можно посвятить свое время множеству интересных развивающих мероприятий (экскурсий, занятий, образовательных проектов, праздников, акций и т. д.). Проводимые мероприятия в краеведческом музее направлены на патриотическое воспитание граждан России; укрепление связей разных поколений; культурно-историческое, семейное и гражданское воспитание детей. Музей особое внимание уделяет возрождению, развитию и сохранению традиционных народных ремесел и всех видов прикладного творчества как части культурного наследия людей, проживающих на территории Старооскольского района Белгородской области. Семьи воспитанников нашей группы принимали участие в пополнении экспонатов для музея. Детям было очень интересно узнавать об истории предметов, которые они видели впервые. После каждого взаимодействия с краеведческим музеем школы мы проводили обобщающие мероприятия: выставки рисунков, поделок, создание альбомов из фотографий, сделанных во время экскурсий и т.д. Резонанс получило мероприятие, которые мы провели нашей группой: посещение выставки «Старооскольская глиняная игрушка глазами детей». Перед посещением выставки мы организовали вечер «семейного кино» и посмотрели фильм об этой игрушке. А затем дети совместно с родителями дома изготовили свои варианты глиняных расписных игрушек. В группе была организована их выставка и каждый ребенок презентовал свою глиняную игрушку, изготовленную совместно с родителями. Воспитанники подготовительной к школе группы приняли участие в проекте «Путешествие огонька». Ребята в группе с интересом рассматривали презентации на компьютере о возникновении и истории огонька, а затем уже в живую познакомились с экспонатами в музее: лучиной, свечкой, керосиновой лампой и т.д. Они узнали весь путь усовершенствования источников света человеком. В группе после посещения краеведческого музея школы организовали выставку рисунков «Огонек из прошлого» и семейных рассказов «Что было бы, если бы люди не изобрели электрическую лампочку?» Запоминающимся мероприятием для детей подготовительной к школе группы стал «Праздник урожая», проведенный осенью в краеведческом музее школы. Дошкольники познакомились с предметами сельскохозяйственного быта людей, которые проживали в далеком прошлом на территории нашего района. Дети смогли увидеть своими глазами, чем раньше косили пшеницу и рожь, обмолачивали зерно; какие приспособления были у женщин для выпечки хлеба. С интересом ребята рассматривали деревенскую утварь, отгадывали загадки на данную тематику, играли в дидактические игры.
Дошкольный возраст является благоприятным и своевременным периодом приобщения к быту русского народа. Четко спланированная и грамотно организованная работа создает условия для расширения кругозора дошкольников. Посещение музея школы формирует у детей навыки общения со взрослыми, развивает любознательность, воспитывает уважение к труду взрослых.
Таким образом, можно отметить, что экскурсии в музей предоставляют большие возможности для того, чтобы сделать процесс воспитания дошкольника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращают его в существенный фактор развития личности.
Литература:
1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128.с.
2. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. -СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.
3. Морозова Н.А. Музейная педагогика. / Н.А. Морозова, О.В. Мельникова. – М.; Издательство «ТЦ Сфера», 2006. – 416 с.
4.Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре: учебно-методическое пособие / Ю.С. Рябцев. – М.: Владос, 2015. – 383 с.