Никитенко А.В.,
учитель-логопед
Бабаева А.А.,
воспитатель
Русанова В.И.,
воспитатель
отделения дошкольного образования «Детский сад «Теремок»
МАОУ «ОК «Лицей №3» имени С.П. Угаровой» г. Старый Оскол
Материал – участник Регионального очного практико-ориентированного семинара по познавательно-исследовательской деятельности в системе музейной педагогики«Путешествуем по всему миру» В рамках Всероссийского образовательного проекта «Вся страна – огромный дом»
Основным направлением в развитии дошкольников является речевое развитие. Данная область выделена в федеральном государственном стандарте дошкольного образования. В её задачи входит:
- -владение речью как средством общения;
- -обогащение активного словаря;
- -развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- -развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- -формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Современные дети живут в эпоху информационных технологий, но компьютер не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средство развития познавательных и речевых процессов дошкольников.
Мини-музей – это особое организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора ребёнка, повышению его образованности, воспитанности и приобщения к вечным ценностям. В ходе знакомства с предметами материальной и духовной культуры дети могут значительно обогатить свой словарный запас, высказать свои мысли, а потом ещё и поделиться впечатлениями с родителями. Это способствует выработке у дошкольников познавательной активности, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном стимулирует развитие речи.
В нашей группе компенсирующей направленности педагоги с воспитанниками создали мини- музей «Пуговка-помощница». Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе у детей и могут быть применены в непосредственно-образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей. Игры с пуговицами развивают у детей усидчивость, воображение, творческие способности, мышление, происходит развитие всех психических функций, снимается тревожность. Большое разнообразие пуговиц позволяет использовать их для коррекционных и развивающих игр по развитию речи дошкольников.
Сегодня каждый понимает важность развития мелкой моторики рук для полноценного развития личности ребенка. Речь идет не только о развитии ног и рук, но и о совершенствовании процессов мышления и речевой функции.
В своей работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи педагоги используют следующие виды коррекционно-развивающих игр
«Мы с пуговицами играем – пальчики развиваем»
Оборудование и описание: наполняем емкость пуговицами. Упражнения сопровождаются короткими стишками.
Задачи:
- – развитие мелкой моторики рук и координации движений;
- – улучшение памяти, внимания;
- – снижение утомляемости.
Упражнения для рук и пальцев
Педагог
Посмотри, какая красивая шкатулка, давай откроем ее и посмотрим, что внутри. Давай поиграем с пуговицами? Игру мы будем сопровождать стихами, постарайся повторять за мной.
Ребенок повторяет стихи, постепенно стихи заучиваются с ребенком наизусть.
«Дождик»
Пусть ребенок просто поиграет пуговицами, как хочет: пересыпает их, поднимает их и делает «дождик».
«В окна дождик гулко стукал.
Капли пели: кап-кап-кап!
Разбудили капли кукол.
Бродит ветер – косолап
В чаще сада. Что-то ели,
Что-то липы зашумели!
Капли роем загудели:
Кап-кап-кап!»
(автор С. Северный)
«Жадина»
Опустить руки в емкость с пуговицами и захватить их, как можно больше, сжимая их между ладонями, рассыпать пуговицы.
Ладони поднять вверх, потом вниз набрать в кулачки как можно больше пуговиц, рассыпать пуговицы.
«Ладошки вверх,
Ладошки вниз
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.»
«Пуговичные узоры»
Игровой материал: Лист бумаги, большое количество разных пуговиц
Ход игры: Выкладывать узоры из пуговиц на столе, т.е. “рисовать”, также можно обводить их на листке бумаги.
Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Педагоги, используя пуговицы создали дидактическое поле, которое применяют в коррекционной работе с воспитанниками отрабатывая употребление предлогов в речи. Дети, прикрепляя картинку на пуговицу, проговаривают словосочетание с предлогом.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. В процессе этой коррекционно-развивающей работы учитель-логопед использует «Фразовый конструктор». Это речевой тренажёр для составления предложений от простой фразы существительное+ глагол до развернутого предложения с использованием предлогов и прилагательных. На пуговицы ребёнку предлагается прикреплять картинки в определённой последовательности, проговаривая предложение.
Огромную пользу для дошкольников имеет разучивание стихотворений, поскольку развивается память, расширяется кругозор, формируется речь, пополняется словарный запас, культурный уровень ребенка. Педагоги, развивая речь детей заучивают стихи о пуговицах, следя за звукопроизношением у детей, чёткостью и выразительностью речи воспитанников.
Стихотворения о пуговицах.
Т. Ефимова
Пуговицы вредные
На пальто у Верочки!
Мучаются бедные
Пальчики у девочки!
Пуговки над Верочкой
Будто издеваются:
Прыгают, как белочки,
С ниток обрываются!
Злые слёзки катятся,
Лоб сурово хмурится:
«Не идти же в платьице
Мне зимой на улицу!»
К. Брель
Пуговка раз, пуговка два,
Это не сложно, поверь, я права.
Не хочешь одеться? Но надо, дружок!
Гулять мы идем, а там ветерок.
Н. Брагина
Юра пуговки пришил.
Он потратил много сил.
Пуговицы-кнопочки
из маминой коробочки.
На рубашке – ровный ряд.
-Мама, принимай парад!
-Молодчина, мальчик мой!
Но качает головой:
-У одной – не тот мундир…
-Мама, это командир!
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мини-музей организованный в группе ДОУ, позволяет в полной мере осуществлять работу по совершенствованию всех сторон речевого развития у дошкольников.
Литература
- Закржевская Е.Д. 110 увлекательных поделок из пуговиц/ Е.Д. Закржевская С.В. Марсаль. – Издание 2-е. Ростов – на -Дону: «Феникс», 2005. – 124с
- Новоторцева Н.В. Домашние уроки логопеда / Н.В. Новоторцева. – Москва АСТ- 2014. -192с.
- Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах/ Н.В.Рыжова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 416 с.
- Смирнова Л. Полный справочник логопеда / Смирнова Л. – Изд.: Харвест, 2011. – 384 с.