Роль мини – музеев в развитии детей дошкольного возраста

0
21934

Зыбина Наталья Ивановна, воспитатель
Голубова Светлана Владимировна, воспитатель
Зиньковская Ольга Михайловна, воспитатель
МБДОУ  ДС № 41 «Семицветик»

Материал – участник Регионального очного практико-ориентированного семинара по познавательно-исследовательской деятельности в системе музейной педагогики«Путешествуем по всему миру» В рамках Всероссийского образовательного проекта «Вся страна – огромный дом»

        Дошкольное образование в последнее десятилетие претерпевает интенсивное обновление педагогического процесса. Задача ДОУ – создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться.

 Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения представлений о человеке в истории и культуре, для нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Здесь на помощь может прийти музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных общеобразовательных организаций. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников.

Планирование «мини-музея» начинается с разработки тематического планирования мини-музея и музейных экспозиций, разработки алгоритма по созданию мини-музея в группе, анкетирования родителей и созданию творческой группы педагогов.

материалы в печатный сборник 

         Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи  постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В  мини-музее беседы с детьми проходят оживленно, у детей появляется возможность самостоятельно рассматривать экспонаты, а у воспитателей – проведение мастер-классов по изготовлению таких экспонатов.

 Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь.

В нашем детском саду создано несколько мини-музеев, активно использующихся  в работе с дошкольниками.   Мини-музей в ДОУ «Наша родина — Россия»  играет большую роль в знакомстве с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитанием патриотизма, знакомством с народными промыслами, бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитием речи; формированием представлений об историческом времени нашей Родины, связи со своими предками.

Мини-музей «Театральные куклы»  способствует приобщению дошкольников к миру искусства и театра, развитию моторики, речи, предоставлению условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе  – постановка спектаклей, сочинение сценариев, сказок. Мини – музей  обеспечивает активную деятельность детей в процессе образования, построения развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и особенности.

Мини-музеи  неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Под мини-музеем в детском саду понимаются многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь