Сорокина Галина Васильевна
Шестакова Людмила Александровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
Старооскольский городской округ
Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»
Проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных инновационных технологий и методов работы с дошкольниками. Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменения среды из одного состояния в другое.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Проблема использования инновационных технологий, способствующих развитию математических способностей детей, является одной из важных и актуальных в современный период. Это вызвано целым рядом причин: высоким уровнем требований к выпускнику-дошкольнику, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенным вниманием к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интересным и интенсивным.
Поэтому использование современных эффективных инновационных технологий в дошкольном возрасте по математическому развитию дает высокую результативность, так как современные дети живут в быстроменяющейся эпохе информационного общества.
Наш педагогический коллектив в силу своих возможностей внедряет в работу инновационные технологии, в том числе и при развитии математических способностей воспитанников. Преследуя главную цель: использование инновационных педагогических технологий, оптимально соответствующих развитию личности. Если говорить о технологиях развивающего обучения, то наши педагоги посвятили свой опыт изучению и обучению детей счету с использованием палочек Кюезенера (использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения), логических блоков Дьенеша (с помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие), стали успешно использовать в своей практике планшеты «Логико малыш» (пластмассовый планшет размером с подвижными фишками разных цветов и множество комплектов карточек с заданиями. Чтобы начать работать с пособием, ребёнку необходимо расположить разноцветные фишки внизу планшета, затем вставить одну из карточек в планшет, и, передвигая фишки, отвечать на поставленные вопросы. Ребёнок, решая задание, подбирает пары, между которыми есть какая-то логическая взаимосвязь).
Введение инновационных технологий в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать дошкольников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных в их образовательным уровнем, каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.
Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности, Презентации выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Однако необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике.
Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание малышей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Использование таких новых, непривычных приёмов объяснения и закрепления материала повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
Познавательные занятия по фэмп в подготовительной группе проводим с использованием презентаций. Использование ИКТ имеет ряд преимуществ:
- – предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- – несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- – движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- – обладает стимулом познавательной активности детей.
В перспективе планируем использовать в ФЭМП инновационные технологии такие как:
- – технология развивающих игр Б. П. Никитина. Игры развивают зрительную память, внимание, воображение, пространственные представления. Умение быстро и легко находить закономерность, систематизировать материал, комбинировать
- -математический планшет. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Инновационные технологии, в формировании математических представлений, применяем не только на индивидуальных и групповых занятиях, а также заинтересовываем родителей воспитанников, для применения различных технологий в домашних условиях, что является не менее важным в образовательном процессе. Была проведена консультация для родителей на тему «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Также работа с родителями играет очень важную роль. Родителям предоставили буклеты по изготовлению и применению различных головоломок.
Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Таким образом, дидактические игры и пособия, созданные с помощью информационно-коммуникационных технологий, дают возможность в игровой форме, ненавязчиво ввести детей в мир геометрических фигур, важны для развития логического мышления, творческого воображения, умения рассуждать и доказывать.