ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МУЗЫКЕ  С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
1076

Киселева Ольга Григорьевна
музыкальный руководитель
Цветкова Светлана Владимировна
Хаустова Анастасия Раймондовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 12 «Ёлочка»
Старооскольского городского округа

Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»

Музыка в жизни человека играет важную роль и присутствует с самого рождения с пением колыбельных мамой, тем самым закладывая доброту и ласку. А наиболее благоприятным периодом для развития музыкальности у детей является дошкольный период, где во всех детских садах закладываются основы музыкальной культуры ребенка. Организация процесса обучения должна быть такой, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование информационнокоммуникационных технологий позволяет эффективней развивать у детей все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную.

Особенностью системы работы по использованию ИКТ в воспитании дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой.

Целью педагогического опыта является приобщение детей средствами ИКТ к различным видам музыкальной деятельности, активизация процесса формирования музыкальных способностей, развитие умственной и эмоциональной сферу ребёнка, воспитание музыкального вкуса и кругозора дошкольников.

Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения в организованной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы улучшает результат образования и помогает решить следующие задачи:

 – сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые, но и через зрительные анализаторы;

материалы в печатный сборник 

– существенно расширить перечень музыкальных тем, сделать их доступными и понятными детям (например, классическую музыку обработать на синтезаторе или компьютере и преподать детям в современном виде и звучании);

 – обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень в соответствии с требованиями ФГОС;

 – активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию у него интереса к музыкальной культуре.

Организованная образовательная деятельность по освоению образовательной области «Музыка» с использованием ИКТ базируется на следующих общедидактических принципах обучения: сознательности и активности; связи обучения с практикой; системности и последовательности; доступности; наглядности; развивающего и воспитывающего характера обучения; полноты и целостности.

Использования ИКТ в ООД помогает разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более интересной для них, яркой.

 В детском саду задачи музыкального воспитания решаются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр. Средства ИКТ включаются во все виды этой деятельности.

В разделе «Слушание музыки» в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми младшего и старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы используются мультимедийные презентации. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать предложенное музыкальное произведение, помогают надолго запомнить его; зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов: в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают их познавательную деятельность, разнообразят впечатления.

Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник как часть утренника. Важно помнить, что материал должен быть доступен в первую очередь для ребёнка.

Мультимедийные презентации разработаны с учётом принципов комплектности, вариативности, преемственности дошкольного образования, обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей.

Мультимедийные пособия эффективно используются в практической деятельности. В разделе «Слушание» они носят вспомогательный характер и являются дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения.

В системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста ведущее место занимает пение. Этот вид деятельности тоже предполагает использование средств ИКТ. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому, когда текст песен требует пояснения, мы используем электронные иллюстрации и презентации.

Музыкально-дидактические игровые пособия с аудиоприложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 6–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Они используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Музыка».

Благодаря использованию в организованной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» современных ИКТ воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.

 

 

Список литературы:

  1. Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы». Волгоград, 2020.
  2. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград, 2020.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования. М., 2017.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь