РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ.

0
206

Момот Любовь Васильевна,

Коровенко Наталья Владимировна,

Михайлова Екатерина Александровна,

воспитатели

МБДОУ ДС №25 «Троицкий»

Старооскольского городского округа

Рекламное сообщение

 

Понимание чувства прекрасного в природе, осознание её ценности,  приходит к ребенку в процессе систематического восприятия окружающего мира. Формирование гармоничного внутреннего мира ребенка невозможно без понимания красоты, полноты природы.  Развитие ценностно-смыслового восприятия мира помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Взаимодействуя с миром природы, ребята делятся своими суждениями, происходит вдумчивое её восприятие, отношение к ней становится более осознанным, красота её отзывается в детском сердце.

Важно создать обширную среду для эстетического воспитания, первых шагов в мир природы. Сюда мы отнесем участок ДОУ с его озеленением, грамотное оснащение пособиями и игрушками, техническими средствами обучения.

Для того, чтобы ребенку нравилось общение с природой, создавалась потребность в общении с ней, необходима систематичность в работе педагога. Нельзя недооценить важность прогулки как средства углубления, дополнения знаний ребенка о природных явлениях. Вдохновлённый общением с природой, ребенок сможет ярче представить себе описанные в услышанных рассказах, стихах картины природы. Эстетическое восприятие базируется на образах. Но также во время наблюдений немаловажную роль имеет способность воспитателя подобрать интересные эпитеты, яркие сравнения для восполнения эстетических чувств, представлений. Стоит тщательно  подбирать и места для наблюдений и прогулок, обращать внимание на их неповторимость и красоту.

Великолепие природы вдохновляло людей искусства, находило отражение в творчестве талантливых композиторов и художников. Ведущая роль в эстетическом воспитании средствами природы принадлежит нам, педагогам.

Слушая об увиденном художественное слово, рассматривая иллюстрации картин природы, проводя с педагогом их сравнительный анализ, ребенок живо представляет художественные образы, острее чувствует красоту явлений. В ответ на восприятие образов, в душе ребенка просыпается восхищение, удивление, желание отразить воспринятое в продуктивной деятельности.

Воспитание бережного отношения к природе зависит и от  умения видеть, переживать красоту природы. Эстетическое восприятие базируется на тесном общением детей с природой. Созерцание красот природных явлений — источник эстетических впечатлений. Важно научить детей чувствовать прекрасное, переживать красоту наблюдаемых явлений.

Нам, педагогам, важно правильно выстроить образовательный процесс, недоработками которого может быть эстетическое невежество, отрицательно влияющее на этическое и нравственное развитие человека. Погружение в мир природы, познание её связей и зависимостей нельзя представить без эмоционально положительного к ней отношения. А значит, вся деятельность по ознакомлению дошкольников с природой  должна быть обращена на воспитание их  эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.

Нельзя недооценивать роль дошкольного возраста в становлении личности. Ценность личности определяется её значимостью для общества и зависит от его воспитания.

Нам необходимо сеять доброту в детских душах, которая предостережет в будущем детей от неоправданного зла и хищнического обращения в природе.

Основными показателями в развитии личности являются: развитие любознательности, способности самостоятельно решать различные задачи, развитие творческого воображения, коммуникабельности.

Действенным воздействием на поведение ребенка в природе является воспитание ценностного отношения к труду взрослых, обеспечивающих порядок и эстетику живописных уголков города. Ребят следует подвести к осознанию того, что мы в ответе за окружающее и в наших силах сделать ближайшее окружение красивее. Ребенок лучше осознает ценность труда взрослых, если сам будет вовлечен в деятельность. Осознав потребности животных и растений, понимая, что нужно заботиться о них, ребенок будет стараться овладевать разными способами ухода. Чем больше знаний имеет ребенок в арсенале, тем бережней будет относиться он к природе. Организации деятельности в природе способствует разнообразие объектов природы. Наблюдая, взаимодействуя в игре, увлекаясь трудом, у детей формируются знания о свойствах, качествах объектов и явлений природы, подпитывается детская любознательность. Взаимодействие с ребенком на равных создаёт возможность детям реализовать  свой познавательный интерес. Воспитателю следует вовлечь ребенка в активную познавательную деятельность, побуждая его желание самостоятельно добывать знания, применять их в окружающей обстановке.

Организация данной деятельности в нашей группе проходит по таким ступеням:

  1. Возбуждение познавательной активности;
  2. Открытие неизведанного;
  3. Отражение принятия новых знаний в продуктивной деятельности.

На первое место в развитии ценностно смыслового восприятия выходит приобщение детей к творческой активности, к самостоятельному поиску решений. Двигаясь по такому пути, нельзя обойтись без интегрированного подхода, применяя различные области воспитательно-образовательной работы. Психофизические особенности воспитанников диктуют нам использование постоянной смены деятельности и внедрение различных методов и приёмов в образовательном процессе.

Авторскими находками в работе можно считать такие: сундучки-задавачки, куклы Хлопушек и Папирка, копилка природных знаний.

Наши сундучки «любят» задавать вопросы: утром воспитатель находит внутри сундучков карточки с вопросами. Один из сундучков улыбчивый, а другой изображает неудовольствие – и, если дети отвечают правильно на вопросы сундучков, то помещаем в «улыбчивый» кружки-ответы, а если ответить не получилось, то кружки оказываются у «хмурого». Вечером подсчитываем результат, разбираем ошибки.

Куклы Хлопушек (изготовлен нами из ткани) и Папирка (из бумаги) совершают совместно с детьми путешествия в мир красоты природы, в знания о том, как люди используют природные богатства, ставят перед ребятами познавательную задачу, увлекая, заинтересовывая.

Копилка природных знаний представляет собой шкатулочку с картинками, изображающими различные объекты и явления природы: узнав о чем-то новом, ребята погружают в шкатулку картинку, отражающую полученные впечатления. Через некоторое время возвращаемся к копилке, и картинка помогает вспомнить недавно услышанное. 

Таким образом, проводимая нами деятельность по созданию предпосылок ценностно-смыслового восприятия природы способствует развитию художественного сознания детей, развивает их способности к эстетическим переживаниям, повышает интерес к прикладным видам творчества, дает возможность познания законов красоты, активизирует творческий потенциал личности.

[ujicountdown id=”New Year” expire=”2018/12/31 00:00″ hide=”true” url=”” subscr=”” recurring=”” rectype=”second” repeats=””]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь