Черникова Татьяна Михайловна
педагог дополнительного образования
Гаврилова Елена Васильевна
старший воспитатель
Шатохина Галина Александровна
заведующий
МБДОУ ДС №25 «Троицкий»
Одним из приоритетных направлений воспитания ребёнка мы видим в приобщении его к духовно-нравственным ценностям. Перед каждым педагогом стоит нелёгкая задача – воспитать ребёнка мыслящим, милосердным, верящим в людей; честным, трудолюбивым. Этому, в первую очередь, способствует изучение основ православной культуры. С чего начать эту работу в детском саду знают далеко не все. Чтобы разобраться в различных вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, нам, педагогам, необходимо иметь достаточный уровень собственных знаний о православных традициях, нравственных законах, многообразии ценностей духовной культуры.
Православная вера всегда была основой жизни России, а русская душа до краёв наполнена христианской любовью. Основы веры каждый получал ещё с младенчества, дома от родителей и старших, упрочивая её в последующей жизни. Православную Россию создавали богоносные праведники, боголюбивые государи, мужественные полководцы, простые, трудолюбивые русские люди. Ныне у русских людей вновь появилась потребность познакомиться с православием, его святыми традициями, культурой и духовным опытом предков.
Экология, в переводе на русский язык, означает: «знание о доме». А дом – это понятие обширное. Человек – это дом, в котором живёт его душа, семья – это родительский дом для человека. Также дом – это город, село, страна и, конечно, наша планета. Все эти дома, подобно матрёшке, находятся один в одном. Перед ребёнком их нужно раскрывать постепенно.
«Мы на своей земле, и земля наша святая» – вот нравственная программа для взрослых, которые воспитывают детей. Когда же входит в душу каждого из нас ощущение того, что он стоит на своей земле? У каждого по–разному. Желательно, чтобы это чувство общности со своей землёй, страной и народом пришло к ребёнку как можно раньше. Вслушайтесь в слова: Родина, народ, природа. Все они имеют один корень (род), означающий родство человека со всем сущим.
Человек является неотъемлемой частью природы, без нее он не может жить, дышать, получать дары природы в виде пищи, тепла, света. Но человек – венец Божьего творения и наделён не только душой, чтобы восхищаться и любить природу, но и разумом, чтобы заботиться и беречь её.
Во многом проявляется человек в отношении к живому царству. Проявление жестокости к животным – признак крайней безнравственности. Кроме того, давно замечено, кто жесток к живым существам, тот в равной мере бессердечен и к людям. Здесь ещё одно доказательство того, что природа составляет объект нравственного отношения.
А воспитывает сама природа, покоряющая человека дивной красотой. Только надо развивать у дошкольников отзывчивость к этой красоте. Эстетическому восприятию природы способствуют экскурсии, прогулки, наблюдения. Сбор природного материала, подготовка его к работе, создание чудесных картин, всё это заставляет детей не смотреть, а всматриваться и изумляться.
Чтобы изменить отношение к природе, надо открыть для себя Библию. Именно в ней – всё храм: и человек, и природа, и животные. Всё целесообразно в Божием мире, на всех предметах и явлениях заметно присутствие Творца. Это точно подметила и выразила в стихах, человек высокой православной культуры Анна Ахматова:
«В каждом древе распятый Господь,
В каждом колосе тело Христово,
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть».
От внутреннего мира человека зависит вся его деятельность, образ жизни, поступки. Все наши беды происходят не от частых кризисов в экономике и политике, а от кризиса любви и веры в душе человеческой.
Пока не поздно, надо вернуться к милосердному отношению к природе и к тем, кого мы, с лёгкой руки Сергея Есенина, называем «братьями меньшими». Впервые оно употребляется в Библии. Так Иисус Христос называет нас, людей. Отношение к животным, птицам, травам и деревьям будет милосердным лишь тогда, когда будут добрыми отношения среди людей.
Сколько полезных нравственных уроков мы извлечём для себя, изучая явления Божьего мира. У солнышка мы можем научиться бескорыстию: свой свет оно посылает и на праведных и на грешных. Пчелы обучают нас трудолюбию и справедливости, у снега научимся чистоте, а у паучка – терпению. Очень важно не допустить формирования у детей потребительского, повелительного отношения к природе. Чтобы сделать ребёнка зрячим, пробудить в нём благодарность к природе, нужна систематическая работа. Ребёнок должен понять, в чём заключается красота поступков, по отношению к природе.
В нашем детском саду используется опыт С. Е. Шамаевой, который описан в книге «Родная природа». Главная его цель – это благоговейное отношение к природе. В этой книге собран богатейший материал, даются методические советы, как осуществлять нравственное воспитание ребёнка на базе православного миропонимания. Полезные рекомендации приводятся в одном из разделов книги, где детей знакомят с родной стариной; образом жизни наших предков, который на протяжении столетий был на Руси нормой поведения. Все явления природы в сознании нашего народа неразрывно были связаны с Церковным календарём. Ребёнок учится понимать красоту поступков, по отношению к природе; быть добрым и благородным. Поэтическое описание дней творения мира, библейский рассказ о передаче Земли человеку для превращения её в цветущий сад, о роли человека в природе создают ту эмоциональную образную основу, которая способствует более глубокому осмыслению детьми экологических проблем.
Например, на вопрос Деда Мазая – сказочного персонажа: «Отчего в нашем лесу стало меньше птиц и не слышно их пения?» дети называли возможные причины. Это: загрязнение воздуха и леса, ловля и истребление птиц, нехватка корма, вырубка деревьев, шум в лесу. А также обсудили проблему «Как я могу помочь природе?», где дети предложили свои варианты помощи птицам.
Смена времён года, природных явлений, звуков природы – ничто не должно проходить незамеченным. Идёт занятие. За окном увидели первые снежинки – чудесная картина. И тут же рождается сказка, созданная под впечатлением. Это могут быть фантазии о путешествии снежинки. Пусть это будет наивно и просто, главное ребёнок услышал и увидел то, к чему был глух.
Таким образом, в первую очередь человеку необходимо научиться правильно и грамотно взаимодействовать с окружающей его средой. Природа беззащитна и легко ранима. Взрослые, а вслед за ними и дети стремятся как можно больше «взять от природы», что приводит к оскудению её богатств, исчезновению ценных видов животного и растительного мира. А разорение муравейников, птичьих гнёзд, «тихая охота» (неправильный сбор грибов и лекарственных трав)? Потребительское отношение к природе: земле и воде, растениям и животным служит испытанием за нравственную чистоту.
Девизом воспитания духовности через союз с природой пусть будут слова М.М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину!»