Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста посредством сказки

0
359

Васютина Елена Владимировна
Гончарова Зоя Сергеевна
Черемисинова Анна Владимировна
Воспитатели
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа

 

Эмпатия – главная эмоция в социуме, определяющаяся способностью личности к проникновению, пониманию и умению сопереживать оппоненту. Это умение обеспечивает нравственное развитие личности и умение жить в социуме.

Термин «эмпатия» психологи толкуют как эмоциональную отзывчивость ребенка на внутреннее состояние человека, который находится рядом, способность оказать помощь в нужной ситуации.

Развитие эмпатии у дошкольников происходит в несколько этапов:

в 1-й год жизни – ребенок старается запоминать, после чего воплощает знакомые эмоции, полученные в процессе общения с родственниками.

Рекламное сообщение

2-й год жизни – «этап сострадания» – ребенок интересуется окружающим социумом, различает эмоциональное состояние других людей.

На 3-4-м году жизни дошкольник определяет свое место в окружающем мире, он способен понять чувства и желания другого, но не всегда способен к сопереживанию.

В возрасте 4 – 6 лет приходит этап «сочувствия и отзывчивости», когда у ребенка зарождается способность принимать эмоции других, приходить на помощь, не всегда понимая, чем и как он может помочь.

Последний этап «сорадования», когда ребенок способен оценить чужие успехи начинает формироваться к 8-9 годам. В случае, когда развитие ребенка формируется верно, он способен отреагировать на чужие проблемы и оказать посильную ему помощь.

Главные критерии сформированности эмпатии у детей дошкольного возраста: способность чувствовать эмоциональное состояние другого, проявление интереса к его чувствам, умение рассмотреть и отреагировать на это состояние.

Сказка практически самое эффективное средство в формировании эмпатии у детей дошкольного возраста. Она формирует мировоззрение малыша, влияет на его разум и чувства, помогает сформировать эмоциональность и отзывчивость.

Ребенок переживает вместе с героями эмоции, впоследствии влияющие на его собственную жизнь, потому что в сказке он находит решение своих жизненных ситуаций.

Сказка занимает лидирующее место в передаче духовного и нравственного наследия, передаваясь из уст в уста, она отражает лучшие черты народов, воспитывает у детей восприимчивость, доброту, честность и способность к сопереживанию.

Вариативность сказки позволяет самостоятельно интерпретировать сюжет, героев, характеризовать и давать оценку их поступкам, т. е. ребенок становится соавтором сказки.

Завораживающий сюжет, сказочные образы и юмор делают сказку эффективным средством в воспитании детей. Она воздействует на эмоциональный мир ребенка. Динамичный сюжет привлекает внимание детей, а яркость и оживленность образов способствует сопереживанию детьми героям, оценке их эмоционального состояния. Оптимизм сказок вселяет в ребенка веру в обязательную победу добра над злом, а оценка поступков героев влияет на формирование нравственных ценностей, представлений о мужественности и женственности: для девочек это красна девица (умница, рукодельница и красавица), для мальчиков – добрый молодец (сильный, смелый, добрый, трудолюбивый и пр.). Помимо этого, все герои сказок морально ориентированы: они или положительные герои, или отрицательные. Это необходимое условие для разграничений ребенком добра и зла и его отношения к тому и другому.

Сказка дает возможность представить мироздание в его трехмерном пространственном измерении. Показать ребенку макромир и микромир; дать представление о небесном, земном и подземном мирах; познакомить с окружающей природой и человеческим обществом, с событиями в разное время (прошлое, настоящее и будущее), в малом являть большое, в локальном – глобальное, а в микросюжете отражать макропроблемы. Такая многогранность дает возможность сформировать у ребенка правильное мировоззрение и духовно-нравственную культуру.

Для развития эмпатии у дошкольников через сказку, возможно применение некоторых приемов и методов, таких как: «Ситуация спасения в сказке» (сочинительство сюжета и концовки ситуации спасения главного героя; ситуации, требующие отзывчивости и доброжелательности); «На какого героя сказки я хочу быть похожим» (составление нравственного портрета героя и объяснение его эмоций); «Придумай сказку» (составление сказки из рисунков детей и обсуждение их многогранности); «Рисуем сказку» (предоставление ребенку возможности дорисовать иллюстрацию к интересной сказке); «Сказочник» (предложение ребенку додумать и изменить ситуации, в которые попадает главный герой); «Путешествуем по сказкам» (дети путешествуют по сказке, прослеживают жизнь сказочных героев и дают оценку увиденному с точки зрения нравственных норм  поведения); «Магия слов» (в просмотренном или прослушанном отрывке сказки, дети отгадывают «волшебное слово», «тихо» произнесенное главным героем собеседнику с просьбой, благодарностью, и подобрать похожие варианты вежливого приветствия, прощания, извинения, уместные в этой ситуации). В этом случае важно сделать акцент на произношении этих слов, какие чувства испытывает собеседник. Для этого можно использовать прием «Поменяйся местами». Он помогает детям лучше узнать и понять друг друга.

Позиционирование себя в эмоциональном пространстве социума является важным условием для совместной деятельности. Сопереживание – это главный механизм в формировании нравственных качеств личности дошкольников.

Подлинная эмпатия это не только эмоциональная отзывчивость, но и высочайший уровень проницательности и восприятия окружающего. В процессе психического развития детей раннего возраста устанавливается начальный компонент эмпатийного процесса, который проявляется на основе эмоционального «заражения» и идентификации. В развитии второго компонента важным являются моральные знания и ориентация ребенка в социуме. Эти составляющие становятся основой для проявления у детей стремления к содействию, побуждающее дошкольника к определенным поступкам. Нельзя недооценивать роль сказки в воспитании духовности и нравственности и в развитии эмпатии у дошкольников.

Только при тщательном подборе произведений устного народного творчества возможно правильное влияние на формирование нравственных основ личности ребенка, его познаний и ценностного отношения к окружающему миру.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь