Воспитываем сказкой

0
1489

Кандаурова Людмила Ивановна
воспитатель
МБДОУ детский сад №72 «Акварель»
Старооскольского городского округа

 

Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у детей – одна из проблем, которую необходимо изучить педагогу на современном этапе. Детская художественная литература справедливо может рассматриваться как средство нравственного и эстетического воспитания, развития мышления, познания и литературной речи.

Отбирая литературу, необходимо помнить, что художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Книга должна иметь глубокую убежденность  и художественную выразительность.  Такой книгой для ребёнка может быть только сказка. Для ребенка сказка – это  не просто фантазия, но и особая реальность, помогающая установить для себя мир человеческих чувств, отношений. В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта как жалость к слабому; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее значения. Утверждение победы добра над злом определяет нравственный смысл жизни.

При работе над сказкой мы используем универсальную методику, предложенную Л. Б. Фесюковой.

В основе данной методики – интеграция, труды Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) Г. Альтшуллера, М. Шустермана и др. и, конечно же, собственный опыт автора. Применяя уникальную схему в образовательной деятельности, решаются семь проблем:

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка и экология.
  7. Сказка развивает руки.

Нравственный урок и воспитание добрых чувств являются основными проблемами в работе над сказкой, а другие сопутствующие. Отталкиваясь от предложенной схемы, попытаемся рассмотреть некоторые произведения.

материалы в печатный сборник 

План-схема работы со сказкой «Колобок» по методике Л. Б. Фесюковой.

  1. Нравственный урок.

Цель: развивать умение находить выход из любой сложившейся ситуации. Обсудить положительные и отрицательные стороны в поведении Колобка.

Положительные стороны в поведении Колобка: добрый, веселый, доверчивый.

Отрицательные стороны в поведении Колобка: непослушный, нельзя без разрешения взрослых уходить из дома, наивный, глупый.

  1. Воспитание добрых чувств.

Можно ли лису назвать доброй? Почему?

Игра «Хорошо – плохо» (Лиса поступила хорошо и Лиса поступила плохо).

Игровое упражнение «Если бы вы попали в сказку, на месте какого героя хотели бы оказаться?» (другими словами «Ты кто в этой сказке?»)

Использование приема «нравственной лесенки», где детям предлагается расставить персонажи так, чтобы на верхних ступенях находились более понравившиеся, а на нижних – менее понравившиеся герои. Размещая действующих лиц сказки по «нравственной лесенке», дети задумываются над нравственным смыслом поступков героев сказки, что имеет большое значение для развития их аффективного воображения.

  1. Речевая зарядка.

Подобрать однокоренные слова к слову «лиса» (лисонька, лисичка, лисий и т. д.)

Подобрать определения: Лиса какая? (хитрая, злая, умная, сообразительная, находчивая).

Подобрать определения: Колобок какой? (добрый, глупый, наивный, весёлый, доверчивый, непослушный).

Познакомить детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивать картинки с их изображением, например: амбар, сусек.

Придумать новое название к сказке: «Как лиса съела Колобка», «Происшествие в лесу», «Колобок – румяный бок», «Обманутый колобок».

  1. Развитие мышления и воображения.

Появление волшебной палочки (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т.д.). А затем, обученный владению «волшебной палочкой», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Объединить со сказкой «Заюшкина избушка».

  1. Сказка и математика.

Предложить детям зашифровать сказку геометрическими фигурами. 

Кого встретил на своем пути Колобок? Сколько их было? Какой по счету была Лиса? И т. д.

  1. Сказка и экология.

Что могло бы произойти, если бы Колобок умел ориентироваться в лесу? Познакомить детей с основными способами ориентировки в пространстве.

Представьте, что всё произошло зимой.

  1. Сказка развивает руки.

Игровые упражнения «Нарисуй сказку по схеме», «Пантомима», «Нарисуй тропинку, которая помешала Лисе встретиться с Колобком».

  Таким образом, взрослые могут по предложенному образцу составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми. Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть Вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует данную методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. и т.п. Направлений можно сформировать бесконечное множество.

Сказки – это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной, игровой форме.  Надеемся, что использование универсальной  методики в работе со сказкой поможет поддержать интерес ребёнка не только  к книге и чтению, но и введёт  его  в особый,  исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий, так как  мудрость сказки позволяет пережить то, что особенно человек ценит в жизни, чему он придаёт особый положительный жизненный смысл.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь