Cкaзкотeрапия как средство нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

0
371

Свежинцева Ирина Александровна
педагог-психолог МБДОУ ДС № 46 «Вишенка»

Коненко Елена Александровна
педагог-психолог МБДОУ ДС № 33 «Снежанка»

Копнина Татьяна Николаевна
педагог-психолог МБДОУ ДС №41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

 

В своей работе со старшими дошкольниками для развития нравственных представлений и общечеловеческих ценностей мы используем элементы сказкотерапии.

Благодаря восприятию сказочного сюжета, проживанию дошкольником ее нравственного смысла формируется гармоничная личность.

Рекламное сообщение

Для дошкольника сказка не просто фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание.  Сказка позволяет усвоить здоровую в своей основе идею: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – основным видом деятельности дошкольников. 

С целью формирования у детей ценностного отношения к жизни, мы стали использовать в своей работе элементы сказкотерапии, как средство для развития нравственных представлении детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы развивались нравственные и моральные качества у ребенка, важно то, как сказка преподноситься ребенку, как он её воспринимает.

Чаще всего сказки преподносятся однообразно, взрослые читают, рассказывают сказки, дети просматривают театральные спектакли, мультфильмы по мотивам сказок. Сказки не всегда используют для развития у детей воображения, мышления, речи и формирования положительных эмоций.

Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее время, потому что в данный момент в нашем обществе сведены к минимуму традиции семейного чтения, родителями уделяется мало внимания развитию нравственных качеств детей. Использование элементов сказкотерапии для влияния на эмоциональное состояние ребенка, мотивации дошкольника представляет особый интерес.

Сказка не только учит детей радоваться, печалиться, сопереживать героям, но и побуждать их активно использовать речевые навыки. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. 

Самое главное – создать ситуацию, в которой дошкольник начнет задумываться над содержанием и многозначностью сюжета. В этот момент ребенок делает вывод: нет однозначных событий, даже кажущиеся негативные обстоятельства могут затем стать полезными.

Для того, чтобы ребенок умел приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям, решать возникающие трудности, нужно сформировать у него положительную самооценку.

Для полного погружения в сказочный сюжет мы создавали соответствующую предметно-развивающую среду: развивающие уголки, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники сказок на музыкальных дисках, оформлен уголок сказки для самостоятельных игр по мотивам сказок.

Подобран список произведений, которые были использованы в коррекционно-развивающей работе.

Взаимодействие со сказкой тесно связано с многими видами детской деятельности. Это и изображение любимых сказочных героев и сказочных сюжетов, лепка, аппликация, в которых дошкольники выражают свои впечатления в виде образов.

Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.

В своей деятельности мы используем различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Сказкотерапия оказывает разноплановое влияние на индивидуальную особенность детей. На занятиях по сказочной терапии дети учатся описывать сказочные сюжеты, в результате чего у них расширяется словарный запас, внутренний мир ребёнка становится насыщеннее, ценнее.

Благодаря сказкам происходит становление ребёнка как личности. Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что сказка стала сдавать свои позиции обучения, так как на смену книге пришли компьютерные игры, зарубежные мультики, в которых зачастую отсутствует нравственное и воспитательное содержание.

Дети на сегодняшний день самостоятельно умеют организовывать сюжетно-ролевые игры и играют в них, воссоздавая различные стороны действительности и сказочные сюжеты. Ребятишки самостоятельно придумывают сюжет, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Разыгрывали сюжеты сказок, литературных произведений в театральных, режиссерских играх.

Целенаправленная работа по формированию Я-концепции у детей дошкольного возраста показала хороший результат: проводя диагностику в старших группах, выявилось, что в первой группе у детей сильнее выражены личностные и социальные качества, чем во второй группе, где не проводилась данная методика. У этих детей лучше развиты нравственные ценности, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость. Дети первой группы быстрее находят общий язык со сверстниками и взрослыми, умеют договариваться.

Уровень сформированности нравственного развития определялся с помощью диагностики.

Особенности проведения диагностики заключается в том, что она позволяет обследовать одновременно двоих детей и сделать выводы о динамике изменений каждого ребёнка. Данная методика довольно легка в использовании:

ребятам дается задание: «Сочините совместно сказку» без дополнительных комментариев. Сочиняемая история и поведенческие особенности детей во время совместного сочинения записываются в бланк обследования. Диагностические данные получаем сразу из двух источников: из самого содержания сказки (сoчинённый текст) и характера межличностного взaимoдействия обследуемых детей в процессе сочинения.

Наряду с этим, использовались и другие диагностические методики:

  • «Страхи в домиках»;
  • «Определи месяц»;
  • «Потерялись цифры»;
  • «Колобок»;
  • «Найди картинку к сказке».

Методика данной диагностики помогла выявить следующие результаты: развитие нравственных отношений в первой группе детей выше на 31%, чем во второй группе, где работа по сказочной терапии не проводилась.

Сравнительный анализ обычных занятий и занятий с использованием элементов сказкотерапии показывает, что второй вариант более эффективен для развития нравственных представлений и усвоения общечеловеческих ценностей у детей.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь