РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОВЛЕЧЕНИЯ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ЧЕРЕЗ STEM ТЕХНОЛОГИИ

Беликова Александра Александровна
старший воспитатель
Константинова Валерия Владиславовна
Романовская Наталья Юрьевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа

Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой. В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Ориентируясь на образовательные запросы родителей и возможности ребенка дошкольного возраста в МБДОУ ДС № 25 «Троицкий» реализуется муниципальный проект «Внедрение STEM-технологий в образовательную деятельность дошкольных. Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности воспитанника по самостоятельному «добыванию» знаний.

Обязательным условием успешной работы по внедрению принципов STEM-образования является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. Педагоги включают в образовательный процесс LEGO-технологии (LEGO Education, LEGO Duplo), опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность, робототехнику (Технобот, Роботрек, Робомобиль, Технобот, Робот 14 в 1), моделирование из различных видов конструктора. Современное техническое творчество предполагает активное применение во время занятий с детьми технологий интерактивного характера и инновационных средств обучения. Такой совокупный комплекс способствует активному раскрытию взаимосвязанных технических устройств, называемых техногенной сферой. Функционирование STEM-лаборатории базируется на проектном методе, который способен связать воедино различные образовательные модули, с помощью которых ребенок сможет получить ответы на свои многочисленные «Как?», «Почему?», «Зачем?». В процесс формирования основ технического творчества и интеллектуальных способностей дошкольников традиционно входят отдельные задания, направленные на проектирование макетов, приборов и других технических конструкций. Например, при изучении воздуха дети создают макеты ветряных мельниц, планеров, парашютов, анемометров; при знакомстве с водными ресурсами конструируют водные часы и лупы, фильтры для очистки воды, дождемеры для мониторинговых исследований; при изучении растений и животных дети проектируют миниатюрные парки, автопоилки и кормушки для птиц, домики-отели для насекомых и другие конструкции.

Рассмотрим на примере проекта «У природы нет плохой погоды», с помощью образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» дошкольники возраста получают первые представления о воздухе, а дети 5-7 лет знакомятся с его свойствами. Затем знакомство детей с темой продолжается в следующих модулях. Так, в ходе реализации модуля «Математическое развитие» дети 4-5 лет знакомятся с темой «Воздушный мотор», у детей формируется понимание, что от количества (объёма) воздуха в шарике зависит сила исходящего воздуха (скорость движения и дальность расстояния). В старшем дошкольном возрасте данный модуль представлен темой «Сколько весит воздух», в ходе изучения которой старшие дошкольники могут узнать, что воздух имеет вес и его можно взвесить. Тема «Летательные аппараты» была изучена с помощью ЛЕГО конструирования. Дошкольникам были предложены следующие темы: «Ветряная мельница»  и «Ветряная электростанция». В данном модуле дети познакомились с различными способами соединения деталей, создали всевозможные подвижные конструкции, поняв принцип работы ветряных мельниц. Более сложная, но в то же время увлекательная работа ожидала дошкольников в образовательном модуле «Робототехника». Ребятам дошкольного возраста была предложена тема «Прогулка по лесу», в ходе которой дети строили алгоритм и программировали робота. Основной педагогический принцип «STEM-лаборатории» – наблюдаем, поддерживаем, развиваем.

Такой подход дает возможность детям в процессе активной исследовательской и творческой деятельности через опыт личных ощущений, действия, переживания постичь все новое, неизведанное, формируются предпосылки интеллектуально-технического творчества. Формируется устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

 

Рекламное сообщение     

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь