Ползикова Анна Алексеевна
воспитатель
Гагарина Анастасия Игоревна
воспитатель
Чертищева Марина Леонидовна
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
город Старый Оскол
Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»
Среди возможных средств развития исследовательской активности детей дошкольного возраста особое внимания заслуживает – детское экспериментирование.
Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать и проявлять фантазию в мире опытов. Детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте ведущим методом является игра и дети через игру, ещё не понимая этого, делают свои первые эксперименты с живой и не живой природой, тем самым познавая окружающий мир.
В детском саду опыты и эксперименты проходят, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, также можно использовать на прогулке, как часть наблюдения за объектами живой и неживой природы.
В процессе экспериментирования ребенку-дошкольнику необходимо ответить на следующие вопросы:
- – Как я это делаю?
- – Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- – Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Мудрый совет В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».
В любом возрасте дошкольников, роль воспитателя остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности
Основная задача воспитателя – это поддерживать и развить у детей интерес к экспериментированию, открытиям и создавать условия для этого. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали что – то новое в своих исследованиях и экспериментах, но и делали небольшие свои открытия. Воспитателям важно и нужно создать условия для продуктивной, интересной деятельности дошкольников:
- Ставить задачи;
2.Усложнять постепенно задачу;
- Организовать условия для самостоятельной и учебной деятельности.
Для активности процесса экспериментирования можно задать следующие вопросы:
1.Что будет, если снег ил лёд принести в теплую комнату?
- Почему мячик катится, а кубик нет?
- Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
- Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
- Окрашивание воды, снега и т.д.
В результате организации детского экспериментирования:
- У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к исследовательской деятельности.
- Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
- Появляется умение выдвигать свои гипотезы и подтверждать или опровергать сои предположения и делать правильные выводы.
- Развиваются качества личности: познавательная активность и целеустремленность.