Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Ползикова Анна Алексеевна
воспитатель
Гагарина Анастасия Игоревна
воспитатель
Чертищева Марина Леонидовна
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
город Старый Оскол

Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»

 

Среди возможных средств развития  исследовательской  активности детей  дошкольного  возраста  особое  внимания  заслуживает – детское экспериментирование.

Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать и проявлять фантазию в мире опытов. Детям  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте ведущим методом является игра и дети через игру, ещё не понимая  этого, делают свои первые эксперименты с живой и не живой природой, тем самым познавая окружающий мир.

В детском саду опыты и эксперименты проходят, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, также можно использовать на прогулке, как часть наблюдения за объектами живой и неживой природы.

В процессе экспериментирования ребенку-дошкольнику необходимо ответить на следующие вопросы:

  • – Как я это делаю?
  • – Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • – Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Рекламное сообщение  

Мудрый совет В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».

В любом возрасте дошкольников, роль воспитателя остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности

Основная задача воспитателя – это поддерживать и развить у детей интерес к экспериментированию, открытиям и создавать условия для этого. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали что – то новое в своих исследованиях и экспериментах, но и делали небольшие свои открытия. Воспитателям важно и нужно создать условия для продуктивной, интересной деятельности дошкольников:

  1. Ставить задачи;

2.Усложнять постепенно задачу;

  1. Организовать условия для самостоятельной и учебной деятельности.

Для активности процесса экспериментирования можно задать следующие вопросы:

1.Что будет, если снег ил лёд принести в теплую комнату?

  1. Почему мячик катится, а кубик нет?
  2. Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
  3. Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
  4. Окрашивание воды, снега и т.д.

В результате организации детского экспериментирования:

  1. У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к исследовательской деятельности.
  2. Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
  3. Появляется умение выдвигать свои гипотезы и подтверждать или опровергать сои предположения и делать правильные выводы.
  4. Развиваются качества личности: познавательная активность и целеустремленность.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь