Дручинина Елена Сергеевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
г. Старый Оскол
Одной из задач, которая ставится перед современным дошкольным учреждением, является необходимость создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей посредством увеличения их двигательной активности.
Хорошее физическое развитие и крепкое здоровье ребенка – это основа формирования личности. На здоровье детей оказывают влияние так же и следующие факторы: биологические, экологические, социальные, гигиенические, а также характер педагогических воздействий.
Движение – это одно основных физиологических потребностей организма, является условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор, оказывают благоприятное воздействие на растущий детский организм.
Таким образом, возникает необходимость совершенствования и развития двигательной активности детей в дошкольном учреждении, чтобы способствовать воспитанию здорового ребенка и его разностороннему развитию в игровой деятельности. Таким образом, план двигательной активности дошкольников должен отвечать следующим принципам: оздоровительная направленность, естественное стимулирование и интеллектуальная активность. Соблюдение этих принципов позволяют обеспечить максимальное развитие каждого ребенка. Именно двигательная активность способствует укреплению здоровья ребенка и повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды.
В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными видами движениям. По мере взросления потребность в движении и разнообразии двигательной активности будет только возрастать. Основные задачи, которые ставят перед собой педагоги, работая с детьми данного возраста это развитие крупной и мелкой моторики, умения сохранять устойчивое положение тела, умения ориентироваться в пространстве и двигаться в нужном направлении, а так же менять при необходимости характер движения, бегать, ходить, не наталкиваясь, друг на друга. Кроме того дети учатся ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом, а так же осваивают различные виды прыжков.
Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста, является подвижная игра. Обучая детей раннего возраста подвижной игре педагог, стремиться развивать у ребенка желание играть вместе с воспитателем. Игры должны иметь простое содержание и простые движения, совершенствовать основные виды движений (бег, ходьба, бросание, катание). В процессе игры уделяется внимание выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водички, как цыплята и т.п.).
Кроме того в процессе игры происходит развитие психических процессов таких как внимание, память, речь, а так же формируются некоторые личностные качества (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). Играя в подвижные игры, дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми, взрослыми, учатся общению.
Основной формой организации подвижных игр с детьми раннего возраста согласно ФГОС ДО является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка. Совместная деятельность взрослого и детей – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Совместная партнерская деятельность предполагает, что ребенок:
- Проявляет добровольное желание присоединиться к деятельности педагога и других детей;
- Осуществляет деятельность в своем темпе;
- Имеет возможность свободно перемещаться и общаться с другими детьми;
- Получает педагогическую поддержку.
Так же большое побуждающее воздействие к физической активности имеет организация предметно-пространственной среды. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь свободный доступ игровому и спортивному оборудованию.
Физическое развитие очень важная составляющая здоровья детей. Формирование личности ребенка, его образа Я неразрывно связано с физическим развитием, его подвижность, активностью и ловкостью.
Список литературы:
- Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 2 – 3 лет. – Москва 2007.: ООО «Издательство Скрипторий 2003». – 148с.
- Теплюк С.Н. Игры занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 176 с.
- Титова Ю.О. Играть с ребенком. Как?: развитие внимания, мелкой моторики, крупной моторики у детей 1 – 5 лет / Ю. Титова, О. Фролова, Л. Винникова. – М.: Эксмо, 2010. – 112 с. – (Учиться? Легко! Советы нейропсихолога).
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. М.: «Мозаика – Синтез», 2014. – 368 с.