Крючкова Наталья Владимировна
Воротынцева Юлия Николаевна
воспитатели
Гринина Елена Алексеевна
тьютор
МБДОУ ДС № 21 «Сказка»
Белгородская область, г. Старый Оскол
Материал – УЧАСТНИК Межрегиональной научно-практической конференции «Формирование опыта в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Одним из видов ОВЗ является нарушение речи. Оно оказывает отрицательное влияние не только на психическое развитие, но и на физическое. Проблемы речевого развития могут служить причиной нарушения поведения ребенка. Дети с нарушениями речи быстро утомляются, физически невыносливы, чаще всего соматически ослаблены. В связи с этим у таких детей недостаточно сформированы пространственные представления, трудно формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Во время работы с детьми с ТНР педагоги сталкиваются с проблемами, которые обусловлены повышенной эмоциональной возбудимостью детей с нарушениями речи, истощенной нервной системой, неустойчивым вниманием, быстрым утомлением и частой сменой настроения, капризностью. Так же у воспитанников с ТНР имеются нарушения в развитии двигательной сферы. Так, например, можно наблюдать малую двигательную активность у таких детей, что ведет к стеснению, смущению, закомплексованности в связи с индивидуальными особенностями организма. У таких детей часто плохая координация движений, снижена скорость, ловкости, имеются трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Также слабо развита мелкая моторика. Коррекция нарушений происходит за счет использования комплексного подхода, где важный элемент – это двигательная деятельность. Ведь всем известно, что чем лучше развиты физические качества, тем лучше развивается речь.
Основными задачами двигательной деятельности являются профилактика и коррекция осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естествeнных движений, развитие физических качеств, укрепление мышечного корсета. Специфика проведения двигательной деятельности у детей с ТНР заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на коррекцию физического и психического здоровья, но и на речевую коррекцию. Еще в первой половине XX века Лев Семенович Выгодский указывал на взаимосвязь двигательной активности и развития речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Подвижные игры – являются одним из видов двигательной деятельности, которые нормализуют нервные процессы, развивают память, внимание, способствуют проявлению инициативы, формируют волевые качества, учат ориентироваться в пространстве во времени, укрепляют сердечно – сосудистую и дыхательную систему, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающих в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.
Подвижные игры имеют ряд своих плюсов: способствует раскрепощению детей; повышает активность; формирует игровые навыки; развивает воображение. Специфика подвижной игры заключается в смене ситуаций и содержания. Существует несколько видов подвижной игры, такие как, сюжетная игра, игра – инсценировка, игра с предметами. Эти игры способствуют усвоению ребенком элементарных движений (прыжков, бега, ловкости и. т. п.), что является первой стадией на пути к освоению сложными комбинациями. Основными результатами подвижной игры являются: развитие чувства ритма; овладение новыми навыками; улучшение психологического состояния ребенка. Различные движения, используемые в данном виде игры, способствуют разностороннему развитию организма. Таким образом, можно сказать, что игры с детьми с ТНР должны носить коррекционно-развивающую направленность и эмоциональный окрас.
Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний.
Подвижные игры оказывают влияние не только на физическое развитие, но и выступают средством формирования речи дошкольников. Однако, этого можно добиться лишь в сочетании с дидактическими задачами. То есть, при выборе игры необходимо брать во внимание и лексическую тему, которую изучают дети в ходе коррекционных занятий.
Такие игры важно проводить со словесным сопровождением. Это обусловлено тем, что в процессе игры ребенок не зациклен на произношении каких – либо фраз. Увлеченный активной деятельностью он не замечает, как привыкает к связной речи, правильно ставит ударения, регулирует темп и громкость своего голоса, т. е осваивает интонацию. Примером такой игры может служить «Мышеловка». Для детей с ТНР положительно влияет проговаривание речевых компонентов одновременно с движениями, т.к. способствует овладением навыка ритма, ведет к более четкой и громкой речи. Кроме того, большинство игр сопровождаются элементами, направленными на внимание и на координацию. Например, игра «Змейка». Выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы влияет на совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. При подборе игр педагогу необходимо обращать внимание и на соответствие движений, речевых заданий возрастной группе детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, подвижные игры положительно влияют на психологическое состояние детей, содействуют развитию чувства ритма, способствуют гармоничности движений, с успехом помогают формированию речи. Во время подвижных игр активизируются все системы организма: дыхание, зрение, слух, кровообращение. Игра приносит ребенку только позитивные эмоции. Все это вместе позволяет говорить в целом об общеоздоровительном эффекте подвижных игр.
Список литературы:
- Громова О. Е. Инновации — в логопедическую практику — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
- Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2012.
- Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (программа «Я-человек»). Кн.1.-М.: Школьная Пресса, 2004.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, — 1993.
- Вопельник, О. М. Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / О. М. Вопельник, Е. Ю. Онищенко, Е. Н. Фомина, Л. И. Шеина.