РАБОТА ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ В РАМКАХ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Жимонова Жанна Николаевна
Ченских Эльвира Александровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
Белгородская область, г. Старый Оскол

Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Совместная деятельность ДС и семьи по воспитанию патриотизма у дошкольников”

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Нравственно-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду.

Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

В своей работе с родителями мы стараемся привлечь их к обсуждению и решению вопросов патриотического воспитания дошкольников; познакомить с формами и методами проведения мероприятий, направленных на решение задач патриотического воспитания; показать роль семьи в нравственно- патриотическом воспитании; выработать согласованные действия педагогов и семьи по вопросам патриотического воспитания.

Рекламное сообщение

Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в праздниках, спортивных мероприятиях, а так-же совместно с воспитателем обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах и т.п. Большую роль оказывают родители в оформлении уголков, в изготовлении наглядных пособий и фотогазет. Участвуют в акциях, конкурсах ДОО, экскурсиях по городу, в музеи и т.д.

Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй мы осуществляем через различные формы сотрудничества. Подробнее расскажем о каждых из них.

1.Родительские собрания традиционные формы взаимодействия детского сада с родителями, с целью нравственно-патриотического воспитания дошкольников проводим собрания на такие темы: «Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье», «Влияние художественной литературы на развитие патриотических чувств ребенка», «Знакомим детей с подвигами героев» и др.

  1. Круглый стол, деловая игра – наиболее современные формы взаимодействия детского сада и семьи. В процессе таких форм обсуждаем следующие вопросы с родителями: «Нужно ли воспитывать в детях патриотизм?» «Из чего складывается патриотическое воспитание ребенка?», «Необходимо ли ребенку знать историю своего города?» и т.п.
  2. Немаловажным аспектом в формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников являются консультации для родителей на такие темы: «Актуальность патриотического воспитания в современном обществе», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне».
  3. Праздники, спортивные мероприятия, организованные совместно с родителями непосредственно превозносят немаловажный урок в воспитании подрастающего поколения и оставляют незабываемые впечатления у детей. Ежегодно мы проводим такие мероприятия, посвященные Дню Матери, Дню Победы, Дню города, Дню защитника Отечества» и др. Особое внимание уделяем организации мероприятий, посвященных Дню Победы, вместе с детьми посещаем памятники погибшим воинам, возлагаем цветы.

5.Проведение акций: «Поздравь ветерана», «Окна Победы», так же способствуют формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств.

6.Оформление тематических стендов: фотовыставки семейной тематики: «Самые милые, самые любимые»», «Моя семья», «Мой выходной день»; «День Победы», «Бессмертный полк» способствуют нравственному воспитанию детей.

  1. Ежегодно с целью художественно-эстетического развития дошкольников, формирования любви к своей стране, городу, своему народу дети участвуют в конкурсах рисунков и поделок: «Старый Оскол – вчера, сегодня, завтра»», «Вместе дружная семья»; «Галерея достопримечательностей города»; «День Победы».
  2. Запоминающимся зрелищем для детей являются экскурсии по городу, в музеи. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы, памятникам погибших воинов и т.д.
  3. Практика показывает, что одним из путей вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность. Она способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Вся работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле – формировании основ нравственно-патриотического воспитания. Для нас это не только то, что происходит с нашими воспитанниками, но и то, как меняются в результате такой деятельности и родители. Какие открытия делаются вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. В создании её большая роль принадлежит родителям группы. Предметная среда группы насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны. Дидактические настольные игры – лото, разрезные картинки, пазлы, домино и т.п. – содержат краеведческий материал. Книги, фотоальбомы в доступной форме знакомят детей с городом, его достопримечательностями, национальными особенностями жителей. Иллюстрации о г. Старый Оскол позволяют путешествовать по ним, находить знакомые улицы, достопримечательности. Все развивающие материалы, выставочные предметы доступны для каждого ребенка, удобно расположены.

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех нравственно – патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду.

В своей работе мы предлагаем родителям следующие рекомендации:

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

В результате, папы и мамы стали нашими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству территории детского сада и прочее. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую мы ставили перед собой, работая с родителями наших воспитанников.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. – М.: 2004.- 56с.
  3. Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография., М.изд. РАГС 2007г.71с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь